Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Герой Советского Союза Михаил Рябцев — летчик из Борисова, воевавший в эскадрильи «Монгольский арат»

4 июня 1943 года летчику 2-го гвардейского истребительного авиационного полка борисовчанину Михаилу Рябцеву исполнилось 20 лет. А 8 июня он, участвуя в крупной ночной воздушной операции по уничтожению авиации противника на его аэродромах, совершил свой первый боевой вылет и получил боевое крещение.

Гвардейцы-истребители получили задачу прикрыть наши штурмовики Пе-2 и Ил-2, чтобы они смогли прицельно нанести удары по аэродрому Сеща, на котором базировались немецкие бомбардировщики, наносившие чувствительные удары по нашим наземным частям и объектам военной промышленности. На подходе к цели наши истребители вступили в бой с немецкими, сковав их возможности атаковать штурмовики, и те сумели сделать три захода на вражеский аэродром, в результате чего было уничтожено более 20 немецких «бомберов» и не меньше повреждено.

И уже в июле того же года, в ходе боев на Курской дуге, наш молодой земляк удостаивается своей первой боевой награды — ордена Красной Звезды. Вот строки из наградного листа: «Молодой, но энергичный и напористый летчик смело и решительно идет в атаку на врага. Тов. Рябцев неустанно учится мастерству воздушного боя. За короткое время произвел 20 боевых вылетов и лично сбил два фашистских стервятника. В боях напористый и бесстрашный».

Вскоре 2-й гвардейский полк ведет воздушные бои и штурмовку немецких войск под Орлом, Брянском, участвует в освобождении Белоруссии. В этих боях уже опытный летчик-истребитель младший лейтенант Михаил Рябцев выполнил 42 боевых вылета и сбил 4 вражеских самолета, а во время штурмовок наземных войск противника уничтожил 1 паровоз, 5 автомашин и порядка полусотни солдат врага. В боях за освобождение родной белорусской земли у Рябцева проявилась способность очень грамотно вести воздушную разведку, причем, как отмечалось в представлении к следующей боевой награде — ордену Красного Знамени, он успешно выполнял разведывательные полеты даже в условиях плохой видимости и преодолевая сильный заградительный пулеметно-зенитный вражеский заслон. А в боях за Витебск в феврале 1944 года летчик Рябцев произвел ряд дерзких полетов на штурмовку и «свободную охоту», в которых успешно сражался с численно превосходящим противником, сумев сбить еще 2 самолета врага.

С осени 1943 года 2-я авиаэскадрилья 2-го гвардейского истребительного авиационного полка воевала на самолетах Ла-5, подаренных советским авиаторам дружественным нам народом Монголии, и эскадрилья вошла в историю Великой Отечественной войны как «Монгольский арат».

Тогда личный состав эскадрильи был выстроен перед новенькими боевыми машинами. Командир эскадрильи подал команду «Смирно!». В тишине над аэродромом громко звучит его рапорт командиру авиационной дивизии, в которую входил 2-й гвардейский: «Построен личный состав 2-й авиационной истребительной эскадрильи «Монгольский арат». Командный состав: заместитель командира эскадрильи — гвардии старший лейтенант Н.Я. Зенькович, адъютант эскадрильи — гвардии лейтенант М.Г. Руденко, старший техник — гвардии старший техник-лейтенант Ф.И. Глущенко, старший техник по вооружению — гвардии техник-лейтенант Н.И. Кононов, командир звена — гвардии старший лейтенант Г.И. Бессолицын, техник звена — гвардии старший техник-лейтенант Н.И. Калинин, старшие летчики — гвардии младшие лейтенанты А.П. Калинин и М.Е. Рябцев, летчики — А.И. Золотов, Л.М. Майсов, А.В. Давыдов, А.Е. Дмитриевский, М.В. Баранов, А.С. Субботин, В.И. Чумак. Рапортует командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Н.П. Пушкин».

-2

Обращаясь к гвардейцам, командир дивизии горячо поздравил их с высоким доверием Коммунистической партии и Родины и пожелал им больших боевых успехов в выполнении почетного интернационального задания. Перед строем полка под раскатистое «Ура!» было пронесено боевое гвардейское Знамя. Так родилась авиаэскадрилья «Монгольский арат», открывшая еще одну замечательную страницу в истории дружбы и братства монгольского и советского народов.

Мало кто знает, что первой страной, официально объявившей о поддержке Советского Союза после начала Великой Отечественной войны, стала именно Монголия. Она помогала Советскому Союзу, в первую очередь, товарными поставками. Очень важной была передача СССР 500 000 монгольских лошадей — сильных, выносливых, неприхотливых животных. Да, вторая мировая война была войной моторов, но всеми воюющими сторонами очень активно использовались лошади — и в кавалерии, и особенно в качестве тягловой силы. Лошади на уровне взводов и рот нередко были единственным средством для передислокации артиллерии, боеприпасов — грузовиков не хватало.

На средства, собранные гражданами Монголии, была построена целая танковая колонна! При этом все танки получили собственные имена: «Большой хурал», «От Совета министров МНР», «Сухэ Батор», «Маршал Чойбалсан», «Хатан-Батор Максаржав», «Монгольский чекист», «Монгольский арат», «От интеллигенции МНР» и так далее. Дальше — больше! Монголы передали во Внешторгбанк СССР более 2,5 млн рублей и свыше 300 кг золота. На эти средства и была построена авиационная эскадрилья «Монгольский арат».

Монголия для СССР была практически единственным поставщиком овчины, из которой шили полушубки. В то время, как фашисты замерзали под Москвой и Сталинградом в своем полушерстяном «фельдграу», советские солдаты и офицеры неплохо себя чувствовали в овчинных полушубках из Монголии. Огромными объемами в СССР поставлялась и монгольская шерсть, из которой изготавливали шинели для солдат. Эшелон за эшелоном шло в СССР продовольствие. По оценкам специалистов, Монголия поставила больше шерсти и мяса, чем США по ленд-лизу! Действительно, братская, безвозмездная помощь.

По итогам белорусской наступательной операции летчики 2-го гвардейского полка, и прежде всего эскадрильи «Монгольский арат», проявили себя как нельзя лучше, совершив более 900 боевых вылетов и сбив до 50 самолетов противника, также уничтожив большое количество вражеской техники и живой силы. А среди отличившихся был и борисовчанин Михаил Рябцев, на груди которого рядом с орденами Красной Звезды и Красного Знамени засверкал орден Отечественной войны 1-й степени.

2-й гвардейский истребительный авиационный полк, ставший родным для Рябцева, за отличие в боях в небе Белоруссии получил почетное наименование «Оршанского»!

-3

С осени 1944-го года Михаил Рябцев стал командиром звена в эскадрилье «Монгольский арат», из-за боевых потерь у него не раз менялся ведомый, что очень остро он переживал и тем яростнее дрался с врагом. Вот как писала газета «Советская Сибирь» в номере за 27 декабря 1944 года (ведомым тогда у Рябцева был летчик из Сибири Григорий Уткин — Прим.): «На личном счету Рябцева 10 сбитых самолетов, на счету Уткина — 3. Они вели бои вдвоем против трех, четырех, десяти (!) неприятельских самолетов. Рябцев ни разу не уклонялся от боя. Правилом его стало: заметил врага — атакуй! Он набрасывался на врагов то по-соколиному с высоты, то с ястребиной внезапностью и быстротой. В каждом полете, в любой атаке Уткин неизменно идет за своим командиром. Часто радио доносит на КП полка их голоса:

— Рябцев, фоккеры!

— Уткин, прикрой, иду в атаку!»

В январе 1945 года полк в очередной раз пополнился молодыми летчиками, а эскадрилья Рябцева пересела на новенькие самолеты, уже Ла-7, но на них по-прежнему красовалась надпись «Монгольский арат». Командиром эскадрильи стал капитан Иван Кошелев. Боевую задачу полк получил на прикрытие наших войск, закрепившихся на Сандомирском плацдарме, для чего требовалось перелететь на прифронтовой аэродром. Чтобы сразу начать боевую работу, как этого требовала обстановка, летчики полка перевозили своих техников и механиков прямо в фюзеляжах истребителей, по два человека в каждом. Произвести разведку вновь доверили старшему лейтенанту Михаилу Рябцеву, и он обнаружил вражеский аэродром, на котором было более полусотни вражеских самолетов. На бомбежку вылетела эскадрилья «Монгольский арат».

Отличился наш земляк и в воздушных боях, сбив 4 самолета противника, за что был награжден еще одним орденом Красного Знамени. 21 апреля 2-й гвардейский истребительный авиаполк перелетел на немецкий аэродром, расположенный всего в 50 километрах от Берлина. Напряжение боев было по-прежнему высоким, летчики выполняли по 5-6 вылетов. Так, 23 апреля только гвардейцы эскадрильи «Монгольский арат» сбили 6 вражеских самолетов, не имея потерь, но 24-го при штурмовке опорного пункта врага был подбит самолет лейтенанта Лиховидова, геройски погибшего. Направив горящий самолет на батарею противника, 26-го прямое попадание в двигатель над Берлином получил Ла-7 Майорова, но летчик сумел посадить машину прямо на улицу и хотя травмировал себе спину, к врачам не обращался, продолжал летать до конца войны.

Михаил Рябцев в этих заключительных боях пополнил личный счет сбитых немецких самолетов, а свой последний боевой вылет совершил над Берлином 2 мая 1945 года, будучи ведомым командира авиационной дивизии в восьмерке Ла-7, нанесших бомбо-пушечный удар по скоплению немецких войск.

За время своего участия в Великой Отечественной войне гвардии старший лейтенант Михаил Рябцев 147 раз вылетал на боевые задания, лично сбил 14 самолетов противника. 27 июня 1945 года летчику-истребителю было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

-4

После Победы Михаил Евсеевич остался в рядах Военно-Воздушных Сил. Учился в Военно-воздушной академии, которую окончил в 1955-м. Нес службу в войсках противовоздушной обороны, освоив за двадцать лет целый ряд новых типов самолетов. В 1975 году в звании полковника Рябцев вышел в запас. Однако Михаил Евсеевич не оставил небо и работал в авиационном конструкторском бюро, которое было основано еще одним нашим знаменитым земляком — Павлом Осиповичем Сухим.

Скончался Михаил Евсеевич 26 октября 1986 года. Его заслуги были отмечены орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, рядом медалей.

В родном ему Борисове Рябцев стал почетным гражданином города, его имя начертано на мемориальном знаке в честь 10 уроженцев города, удостоенных звания Героя Советского Союза.

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: из открытых источников