Найти тему

Что о вас знает налоговый инспектор?

Оглавление

Российская налоговая инспекция по оценке Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), которая объединяет наиболее экономически развитые страны, является одной из самых передовых в мире.

Сегодня большую часть информации о налогоплательщиках ФНС получает от них самих на добровольной основе, часто в бумажной форме, с последу­ющей ручной обработкой. Применительно к зарубежным доходам: это уведомления о КИК и отчеты по движению средств на зарубежных счетах. В 2021 году стало обязательным предоставление финансовых отчетов по КИК, а в ряде случаев налоговая просит дополнительно представить выписки по счетам компаний.

Как ФНС получает информацию из других стран?

Сотрудничество налоговых органов России и других стран продолжается, даже несмотря на новые санкции. Правовой основой для него служат Соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН), обмен по запросам в рамках многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, и автоматический обмен банковской информацией.

Относительно новым источники налоговой информации стали реестры бенефициаров, которые создаются даже в традиционных офшорах, отчеты консультантов, аудиторов, бухгалтеров, трастовых управля­ющих и представителей других лицензируемых профессий в рамках директивы DAC 6 ОЭСР. Согласно этой директиве, все вышеперечисленные лица обязаны сообщать в свои налоговые службы о всех клиентских схемах, которые могут привести к уклонению от налогов, в том числе о вопросах клиентов на эту тему.

Обмен по запросам

Основным инструментом, который позволял налоговой инспекции узнать о деятельности резидентов за рубежом, ранее были запросы на основании СоИДН. В данный момент Россия имеет 83 таких соглашения. Однако, даже при отсутствии такого соглашения, страна может предоставить ответ на запрос коллег из-за рубежа.

В 2015 году Россия присоедини­лась к многосторонней Конвенции, что позволяет запрашивать информацию в 120 государствах и территориях. Однако, запрос сложно организовать – технически и административно. Запрос должен быть мотивированным и конкретным. Срок получения ответа может составлять несколько месяцев. Тем не менее, в большинство СоИДН в последнее время внесены изменения, которые обязывают делиться данной информацией и ранее закрытой информацией о трастах.

Налоговый орган другой страны может отказать в предоставлении информации, если сочтет, что запрос недостаточно обоснован и противоречит внутреннему законодательству.

Автоматический обмен

На сегодняшний деть 97 юрисдикций активировали обмен информацией с РФ. Среди них – все страны ЕС, многие офшорные юрисдикции, Гонконг, Сингапур, ОАЭ, и другие.

Также необходимо учитывать, что готовят файлы на отправку национальному регулятору к апрелю каждого года за прошлый год. В начале года владелец компании может потребовать свой файл на проверку и при необходимости внести изменения, а с мая по сентябрь подать апелляцию.

В 2023 году к автообмену должны присоединится Грузия, Черногория и Таиланд. Не определились со сроками Танзания, Армения, Молдавия, Северная Македония и Сербия.

Однако, не обменивается информацией с РФ Великобритания, и пока не обменивается данными Канада. США принципиально не участвуют в автообмене, хотя и получают информацию о своих резидентах в рамках программы FATCA.

Помимо банков, в автообмене участвуют также управляющие компании фондов, трастовые управляющие и другие лицензированные лица, имеющие дело с деньгами клиентов. Единственные, кто пока не предоставляет информацию, – это платежные системы.

Реестры бенефициаров

В 2018 году в ЕС была принята Пятая директива по борьбе с отмыванием денег, в соответствии с которой все страны – участницы ОЭСР должны были создать публичные централизованные реестры бенефици­аров компаний и трастов, тех, кто владеет более чем 25% юридического лица.

Многие из них уже созданы и открыты, хотя и могут быть платными. Все эти реестры доступны для налоговых служб.

Коммерческие базы данных

Коммерческие базы данных наряду с государственными реестрами компаний, активно используются налоговыми службами различных стран мира. Многие базы данных позволяют построить дерево связей, найти и отобразить все связи организации с аффилированными компаниями.

Что делать в условиях растущей прозрачности?

Законодательство и правоприменительная практика стремительно меняются. Времена, когда регистрационные агенты допускали некоторые неточности с файлами компаний, ушли в прошлое.

Правоприменительная практика всегда запаздывает, поэтому необходимо консультироваться с профессионалами не только по вопросам действующего законодательства, но и в области тенденций в налогообложении.

Текст статьи подготовлен по материалам статьи на сайте Spear's Russia

Об авторах:

Сергей Нестеренко PhD, MBA, Старший советник, Директор по развитию бизнеса Hill Consulting