«Алиса» Льюиса Кэрролла , это пожалуй самое цитируемое произведение в мире. Существует огромное количество аллюзий, реминисценций и даже пародий в мировом кинематографе, анимации. Разве, что ленивый, только не цитировал это бессмертное произведение. Есть и известные отсылки к сказке в знаменитой «Матрице», «Обители зла», даже знаменитый мультсериал «Самурай Джек» может похвастаться тем, что однажды отсылки к «Алисе» были в одной из серий (правда носили они скорее шуточный характер).
В аниме тоже очень любят образы Страны Чудес , хотя чаще все это носит пародийный характер и делается ради шутки («Темный Дворецкий», «Рубаки» «Клуб свиданий старшей школы Оран» и т.д.). Но среди прочих шуточных вещей в мире аниме , можно найти и пример того , как «Алису» можно цитировать очень умно и даже философски. Один из таких примеров без сомнения -«Эрго Прокси».
Если говорить о самом сериале, то он рассчитан на взрослую аудиторию. «Эрго Прокси» , изобилует различными отсылками к мировой художественной культуре (иногда это можно увидеть в кадре (знаменитая сцена с тонущий Рил Мейер, отсылает нас к картине Милле «Офелия»), или в названии серий. Конечно, возможно аниме понравится не всем, но к просмотру обязательно. Кстати, часть вещей с первого раза разглядеть просто нельзя. Поэтому иногда стоит пересмотреть еще раз.
Мы советуем всех кто уже посмотрел данное аниме ознакомится с одним интересным сайтом ему посвященным:
http://ergoproxysum.russelldjones.ru
Там действительно много интересного. 😊
О чем аниме (кратое описание) :
«Эрго Прокси» — научно-фантастическое аниме, выпущенное студией Manglobe в 2006 году. Состоит из двадцати трех серий, в основе лежит оригинальный сценарий за авторством Дай Сато (Dai Sato) и нескольких других хороших сценаристов.
Аниме повествует про далекое будущее. Тысячи лет назад в результате глобальной экологической катастрофы человечество оказалось на грани вымирания. Немногие выжившие были вынуждены скрыться в городах, окруженных гигантскими куполами, изолировавших горожан от неблагоприятной окружающей среды. Для ускорения возрождения человечества учеными были разработаны гуманоидные роботы — авторейвы (AutoReivs), которые помогают жителям в их повседневных делах. События «Эрго Прокси» разворачиваются в одном из крупнейших купольных городов — Ромдо, в котором с недавних пор происходят странные события: некоторые авторейвы заразились таинственным вирусом, получившим название «когито», в результате чего обрели собственную волю. Рил Мэйер (Re—l Mayer), внучка текущего властителя Ромдо, получила задание расследовать ряд убийств, совершенных зараженными роботами, и собрать о вирусе как можно больше информации. А где-то на другом конце Ромдо недавно прибывший иммигрант Винсент Лоу (Vincent Law) делает все возможное, чтобы стать достойным гражданином…
Вот такой с первого взгляда сюжет для типичного киберпанка.
При чем здесь «Алиса» ?
А теперь мы постараемся вспомнить все аллюзии и цитаты в «Эрго Прокси» связанные с «Алисой».
Далее мы приводим информацию с сайта: http://ergoproxysum.russelldjones.ru/symbol03.htm
ПУТЕШЕСТВИЯ АЛИСЫ
Книги Кэрролла – это сказка, переплетенная с реальностью, это мир выдумки и гротеска. Путешествие Алисы – это путь, по которому свободно скользит фантазия человека, свободного от тягот «взрослой» жизни, поэтому персонажи, встречающиеся на пути, и приключения, пережитые Алисой, так близки детям. Созданная в сиюминутном порыве вселенная Алисы потрясла весь мир. Наверное, ни одно художественное произведение на свете не имеет столько читателей, подражателей и ненавистников, как произведения Льюиса Кэрролла. Отправляя Алису вниз по кроличьей норе, автор даже не предполагал, куда приведет маленькую героиню его фантазия, и уж тем более не знал, как отзовется его сказка в сердцах миллионов людей.
Путешествие Алисы в Страну Чудес и в таинственное Зазеркалье происходят словно во сне. Сами путешествия трудно назвать логически законченным повествованием. Это скорее череда из ярких, порой абсурдных, порой смешных и трогательных событий и запоминающихся встреч с персонажами. Новый литературный прием – дробление повествования на эпизоды – позволил отразить колорит британской жизни, по-новому взглянуть на традиционные английские увлечения вроде крокета и карточных игр, обыграть популярные поговорки и присловья. В обеих книгах встречается множество детских стишков, персонажи которых впоследствии обрели большую популярность.
КРОЛИК, который ведёт
meditatio III
Винсент следует за Пино, пытаясь выбраться из лабиринта Ромдо тем же путём, которым пользуются автолейвы, инфицированные Когито – так начинается путешествие Винсента:
Алиса следует за кроликом – и с этого начинаются её приключения в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру, самое известное из упоминаний «Белого Кролика» – в «Матрице» братьев Вачовски. Маленькая Пино носит костюм кролика, за ней бежит Винсент и попадает в иной мир, с этого начинается путешествие героев в неизведанное, а мир и представление о нем меняются до неузнаваемости. Словно Алиса малышка Пино постоянно куда-то забредает, так что можно сравнить ее по любознательности и с героиней сказки Кэрролла.
Винсент/Эрго Прокси (вместе с Рил и Пино) путешествовал на корабле «Усаги» («Кролик») . Кролик в сказке приводит Алису совершенно в другой мир, мир сложный и абсурдный. Путешествуя Рил , Пино и Винсент тоже открывают для себя иной мир за пределами города-лабиринта Ромдо. Все происходящее начинает быть не тем, что кажется с первого взгляда.
ИЛЛЮСТРАЦИИ ТЕННИЕЛА
к «Алисе в Стране Чудес»
meditatio VIII
Пино увлечённо читает книжку – это «Алиса в Стране чудес» Кэрролла
с иллюстрациями Джона Тенниела.
«Страна чудес» открыта на сцене в Саду Роз:
Слева: Пятёрка и Семёрка Пик перекрашивают белые розы.
Справа: Алиса разговаривает с Червонной Королевой.
«Страна чудес» настолько узнаваемая книга, что иллюстрации любого художника были бы «в тему» – но почему Тенниел? И почему именно эти сцены?
Иллюстрации Джона Тенниела – признанная классика, это не только первый художник, нарисовавший Алису и героев книги, но – что немаловажно – это Художник, который работал в тесном контакте с Автором.
И как сказка Кэрролла, сначала принятая прохладно, со временем завоевала мировую популярность, так и рисунки Тенниела остаются «самыми точными» для этой книги. Возможно, потому что они больше, чем просто иллюстрации…
Что касается конкретных сцен, то они соответствуют тому, что происходит в meditatio VIII :
- ››› Послушные «безмозглые» солдаты-карты – это солдаты города Halos (Haros), сражающиеся с автолейвами.
- ››› Кровожадная Червонная Королева, которая направо и налево отдаёт приказы «отрубить голову!!!» – указание на «Посланницу Лунного Света» жестокую Сенекис, убивающую всех, до кого доберётся.
- ››› Алиса (своего рода Джокер, «гость» посреди разыгравшейся пьесы и при этом главный герой этой пьесы) – это Винсент/Эрго Прокси.
Карточный ДЖОКЕР.
meditatio VIII
«JOKER» – карта, которую в конце 8-го эпизода после гибели «Посланницы Лунного света» Прокси Сенекис, поднимает с пола Казкис Хауэр, «Посланник Света».
Рассыпанные карты связаны с «Алисой в стране чудес» Кэрролла (эту книжку читает Пино), сам «Джокер» – «Шут», пришедший в игральные карты из Таро (как считают многие исследователи и что, по всей видимости, близко к истине).
Игральный Джокер – фигура легендарная, легко узнаваемая и понятная во всём мире.
Подобная востребованность не удивительна: даже вне символики Таро Джокер изначально особая карта, которая может заменять любую другую карту в некоторых карточных играх (в особенности при игре в покер), либо некоторые заранее оговорённые карты, например, туза и др. (В последнем случае джокер иногда называют «болваном»).
Джокер вошёл в образную речь как «карта, которая бьёт любую карту», как «неожиданный поворот событий» или «удача в игре», в каком-то смысле Джокер – это deus ex machina, «бог из машины».
Самого главного героя- Винсента безусловно можно сравнить с карточным Джокером.
Алиса и Винсент Лоу
«Вы всего лишь колода карт!», кричала Алиса в конце сказки и карточный мир рассыпался.
В каком то плане Алиса может являться своего рода Джокером для Страны Чудес, ведь она та «дикая карта» -пришелец из другого мира, которая нарушает естественный ход вещей (именно Алиса наплакала море слез, разрушала дом Белого Кролика), есть даже такая трактовка сказки, что в конце своего сна девочка разрушает мир Страны Чудес (да странная трактовка, но такая тоже есть). Без сомнение и самого Винсента тоже можно сравнить с Алисой.
С самого начала сказки с девочкой происходят метаморфозы. То Алиса вырастает, то наоборот делается меньше.
Одна из трактовок «Алисы» связана с проблемой идентификации личности и поиске себя.
«Дайте-ка вспомнить; сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я! Но если это так, то кто же я в таком случае?» (с)
«— Ты кто такая? — спросила Синяя Гусеница. < >
— Сейчас, право, не знаю, сударыня, — отвечала Алиса робко. — Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась.
— Что это ты выдумываешь? — строго спросила Гусеница. — Да ты в своем уме?
— Не знаю, — отвечала Алиса. — Должно быть, в чужом.» (с)
Винсент тоже меняется по ходу сюжета, сам задается вопросом кто он и человек ли он вообще? Он тоже ищет себя и пытается во всем разобраться.
В meditatio XI Хранитель Памяти и внешним своим видом, и вопросами «что ты ищешь?» очень напоминает Чеширского Кота:
Многие события из путешествия Винсента происходили в его снах и видениях – что не отменяет их значимость – и все приключения Алисы также случились в «вымороченном» мире сна и зазеркалья.
В целом символичность и «условность», парадоксальность и даже «сказочность» «Эрго Прокси» во многом близка Кэрроллу.