Ошибки родителей в вопросах наказания
«Быть строже!» - опасный девиз в воспитании. Чрезмерное увлечение наказаниями формирует у ребенка отрицательные качества: трусливость, хитрость, лживость, скрытность, озлобленность, мстительность, жестокость.
Случается и так, что родители вообще отказываются от наказаний, опасаясь, что ребенок перестанет любить их, если они будут строгими с ним. Такая установка приводит к детской вседозволенности всегда и во всем.
При наказании ребенка за проступок не учитывается его возраст. Если малышу можно просто запретить что-то, то школьнику нужна убедительная мотивировка дисциплинарного взыскания.
При выборе наказания не принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка: склад характера, отношение к самому себе, волевые качества. Тем самым взрослые иногда стимулируют развитие у своего чада комплекса неполноценности.
С помощью наказаний решается что-то, выходящее за пределы компетентности дисциплины. Вкус, чувства, настроения, некоторые привычки не должны навязываться ребенку принуждением.
В качестве наказания используются словесное или видимое проявление «нелюбви» к ребенку. Особенно опасно говорить малышу: «Я тебя разлюбила. Ты мне такой не нужен. Уйду от тебя к другому мальчику…»
Родители гордятся тем, что и пальцем не трогают ребенка. Но они запирают провинившегося в темной комнате, лишают его обеда, раздевают догола, прячут от него одежду и т.д. Произвол и насилие взрослых по отношению к детям в любой форме недопустимы.
Ребенка подвергают осуждению и наказанию за то, что родители сами себе позволяют делать в его присутствии: читают лежа на диване и за обеденным столом, не приводят в порядок свою одежду и обувь и т.д. Вся семья, включая младших ее членов, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.
Родители строго наказывают ребенка за неловкость в движениях, за случайно совершенное действие: разбил, потерял, испортил что-то. В этих ситуациях ему необходимы сочувствие и поддержка.
Ребенка наказывают в присутствии посторонних людей или на глазах его друзей. Это унижает маленького человека и приносит ему дополнительные переживания и страдания.
Ребенку не объясняют, за что он наказан, или не дают возможности высказаться. Родителям нельзя лишь ограничиваться фразами: "Я так хочу!", "Мы так решили!". Следует учитывать детские оправдания: "Не сумел", "Не успел" и даже "Не хотел".
За плохие поступки ребенка наказывают не всегда, а от случая к случаю или «под горячую руку». Он теряет веру в справедливость, а родители – свой авторитет.
Взрослые неразумно выбирают время для решения проблемы дисциплины. Вечером, когда ребенку надо готовиться ко сну, уставшие и раздраженные служебными неурядицами родители «пускают в ход» грозные оскорбительные окрики и ремень.
Обязанности «экзекутора» выполняет только отец, а мать – защитница или «пугало». Она часто произносит: «Я пожалуюсь папе, и уж он-то с тобой разберется!» Родителям так вести себя нельзя.
Воспитанием занимается только мать, а отец выбрал для себя роль наблюдателя и критика ее неудач и промахов. Как и в любом деле, в вопросах наказания родители должны быть равноправны, солидарны и проявлять уважение друг к другу и к ребенку.
Из-за получения единоличного права наказывать ребенка в доме идет постоянная война. В сложном организме, каким является семья, у каждого родителя, как бы ни были велики его авторитет и опыт, есть право совещательного, а не решающего голоса.
Татьяна Порецких