Клавдия Петровна вышла от нотариуса с чувством глубокого удовлетворения. Как же, наконец-то все свои дела завершила! То-то внучка Лизонька обрадуется, когда узнает что получит в наследство дом с огромным участком! Тогда будет приезжать почаще, а то может и на ночлег оставаться. А там глядишь, может и прикипит душой к деревне, да и останется жить здесь. А что, город-то недалеко, на машине полчаса ехать, тем более что Лизонька сама водит...
...Клава вышла замуж за Михаила сразу после школы. Мужчина был вдовцом, на 15 лет старше. Жена его умерла сразу после того как родила сына Васю. Михаил не был красавцем, он покорил девичье сердце добротой и лаской. А маленькому Васе так нужна была мама!
Михаил надеялся что молодая жена родит ему еще сыновей, но шли годы, а Клава никак не могла зачать. Вот уже Вася восьмилетку закончил, собрался поступать в сельскохозяйственный техникум.
Остались супруги одни, Михаил болеть начал-осколочное ранение, полученное на войне, давало о себе знать. Сначала болели внутренности, потом худеть начал, а когда отправился на обследование-оказалось, последняя стадия рака кишечника. Так и умер Михаил, не дожив и до пятидесяти.
Клава, молодая вдова, замуж больше не вышла, заботилась о Васе, пока он не встал на ноги.
Потом Вася женился на девушке Василисе. Хорошая такая, работящая, но городская до мозга костей. Клава расстроилась, ведь она надеялась что Вася в деревню вернется. Дел-то полно: дом давно ремонта просит, забор надо новый поставить, участку хозяин молодой нужен, а у Клавы уже нет столько сил, как в молодости.
У Васи с Василисой родились трое ребятишек-две дочери ,Анютка и Лиза. И сынок Миша, очень похож он был на своего тезку-деда Мишу. Вася часто привозил детей в деревню, здесь и свежий воздух, и молоко, и вкусный хлеб, испеченный бабой Клавой. Когда ребятишки подросли, Анютка перестала приезжать-"фу, деревня"-говорила она. А Миша, наоборот, все рвался к бабушке-там ведь и пруд есть, и грибной лес, и на лошадях покататься можно, а зимой на санках с горки! В городе разве накатаешься?
Отдельный разговор-Лиза. Клава безумно любила девочку, которая была ласковой, умной, послушной. Она ходила за бабушкой как привязанная-научилась доить корову и козу, помогала собирать яйца в курятнике. Девочка любила встать пораньше и по прохладной росе провожала корову Жданку в стадо. А, вернувшись, уже сама ставила тесто в печь и спустя час доставала оттуда ароматный румяный каравай. Когда, в конце лета, Лиза возвращалась в город, у Клавы как будто вырывали сердце. Она, проводив внучку и оставшись одна, выла в голос от тоски.
А наутро бедная женщина принималась за обыденные дела-подоив Жданку, провожала ее в стадо, потом собирала яйца в курятнике. Тесто давно просилось в печь, Клава, вздыхая, подходила к опаре...А по щекам катились крупные слезы-нет ее рядом, ее помощницы, ее Лизоньки...
-Клава, ну чего ты опять ревешь?-спрашивала её подруга Галина,-Сколько раз тебе говорила-возьми девчонку из детдома! Будет тебе дочка, а Лизка подрастет, начнет невестится-зачем ей наша деревня?
Клава молчала, вытирая слезы.
-Вот поди ж ты, как бывает-продолжала Галина,-У мамки-то, у твоей вас девять, у братанов твоих у каждого дети, а тебя Бог обделил...
-Обделил,-соглашалась Клава,-И чем прогневила?
Прошло несколько лет и, как и говорила Галина, Лизу как подменили-в деревню она больше не приезжала, все время проводила с друзьями. Хорошо хоть учебу не забросила. Когда Лиза поступила в университет, Клава привозила ей гостинцы: то пирогов напечет да сырников, молочка да творожку...Все гостинцы приветствовались, потому как внучка жила в общежитии, а там много голодных ртов.
Клаве шел седьмой десяток, здоровье начало сдавать-давление, головокружение, боли в сердце...Старость никого не радует, а еще когда родных нет рядом...Пожилая женщина ощущала себя никому не нужной, даже Вася давно не звонил.
В прошлом месяце приехал с Василисой, привез новый телевизор, большой такой-загляденье!
-Ты же, мама, стесняешься очки надевать, а в таком маленьком телевизоре разве разглядишь что-то? Вот мы тебе подарок привезли-смотри на здоровье свои сериалы.
-Вот спасибо, сынок, доча, а и правда-ничего не видно.
Василий подключил плазму, Клава и оторваться не могла от нее:
-Какая красота! Какой огромный телевизор, спасибо, дети!
-Вам, может, лекарства какие нужны, мама?-спрашивала Василиса,-Так вы скажите, мы привезем.
-Да не, я купила все, что врач прописал. Вот давление померить нечем, мой аппарат совсем старый, врет уже.
-Мама, мы вот что подумали,-Василий переглянулся с женой,-Давай мы тебя к себе заберем. Дети выросли, разъехались, одна комната у нас пустует-что скажешь?
-Нет, сынок, не привыкла я к вашим условиям, тесно мне у вас будет. Деревня-вот мой дом, там простор, воздух вольный. Да и дом жалко-пропадет ведь!
-Так дом продать надо, пока он еще в хорошем состоянии, новые хозяева ему жизнь продлят.
Не согласилась Клавдия Петровна, не лежит ее душа к городской жизни. Пение птиц, мычание коров, петушиное "кукуреку", утки на пруду, грузди в лесу, хлеб из печи-все это сопровождает ее всю жизнь, без этого она захиреет и умрет.
-Вот я умру, тогда дом и продадите,-сказала она,-Если, конечно, не захотите жить здесь.
-Мама, у нас есть дача, зачем нам еще одна? Если хочешь-на внуков отпиши, хотя их сюда и калачом не заманишь.
-Я Лизе отпишу, есть у нее капля крови деревенской, может, с годами она и взыграет.
...Как в воду глядела! Лиза до сорока лет была городской дамой, а потом что-то стало ее тревожить, беспокойство какое-то... маета. Непонятно. И лишь когда она приехала на могилу бабушки, то поняла-деревня, вот что ее как будто кто-то куда-то звал! Яблони, посаженные бабушкой, цветы-многолетники,дорожки, выложенные цветными камушками-все это напоминало о доброй любящей женщине, всю свою жизнь посвятившей детям и внукам!
-