Ученики философской школы Пифагора на определенном этапе обучения должны были избрать форму своего служения в миру. Кто-то становился политиком, кто-то брал на себя экономические задачи, другие посвящали себя воспитанию. Но были и те, кто не хотел покидать школу. Они считали, что внешний мир слишком порочен и груб, что нет в нем места духовности и тем высоким нравственным идеалам, которые проповедовала их школа. «Реальная жизнь совсем иная, — говорили они, — лучше мы останемся здесь, где свет и мудрость, где настоящее братство и учитель с нами».
Для них у Пифагора было предусмотрено небольшое испытание. Он так устраивал, что испытуемый получал возможность долго находиться в одиночестве и отсутствии (как ему казалось) всякого контроля в сокровищнице школы, где хранилось немало ювелирных и подчас очень дорогих украшений — подарков от знатных и состоятельных людей. У ученика была хорошая возможность незаметно позаимствовать любое из них: никто и никогда бы не узнал об этом. Некоторые колебались, но, как правило, никто не брал того, что ему не принадлежит.
Пифагор же потом спрашивал учеников, когда они больше узнали о честности и чести: на его лекциях или когда была возможность украсть, но они не украли? Ответ становился очевидным…
Невозможно стать честным, не имея возможности солгать. Невозможно пробудить сострадание, не видя чужой боли. Невозможно принести справедливость, не сразившись с несправедливостью этого мира.
Школа дает ключи, а внешний мир — двери, которые ими можно открыть. Сами по себе ключи не нужны...
***
Читать другие притчи