Найти в Дзене
Post Кино

"Отец" - о чем фильм и что может выиграть на Оскаре 2021 года.

Отец / Father (2020)

продюсеры: Жан-Луи Ливи, Дэвид Парфитт, Саймон Френд, Дэниэл Баттсек, Филипп Каркассон и др.

режиссер: Флориан Зеллер

сценарий: Кристофер Хэмптон, Флориан Зеллер

оператор: Бен Смитхард

музыка: Людовико Эйнауди

в ролях: Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Оливия Уильямс, Руфус Сьюэлл, Марк Гэтисс, Имоджен Путс и др.

Отец в исполнении Энтони Хопкинса.
Отец в исполнении Энтони Хопкинса.

О чем фильм?

Узнав, что герой фильма"Отец" страдает прогрессирующей деменцией, можно подумать, что мы уже это все видели на киноэкране, и не раз. За примером далеко ходить не надо - недавний фильм Чарли Кауфмана "Думаю, как все закончить" (подробный разбор фильма можете почитать по ссылке) тому доказательство. Но на деле все совсем не так. Фильм "Отец" работает по другим непривычным правилам, которые не так часто встречаются в кино и отличаются от привычного повествования. Этот фильм прекрасный образчик повествовательного метода - деструкции (разрушения привычных форм для драматургических целей).

История в фильме рассказывается от лица героя Энтони (Энтони Хопкинс), отца героини Энн (Оливия Колман). По началу мы видим обычный конфликт - героиня хочет нанять сиделку для отца, чтобы приглядывать за ним во время ее отсутствия. Она собирается покинуть Лондон и улететь в Париж к возлюбленному, строить там свою жизнь. Отец же сопротивляется, упрямствует, заявляя, что вполне может о себе позаботиться сам. Вскоре мы понимаем, что он заблуждается.

В его квартире начинает происходить какая-то чертовщина. Появляются и исчезают люди, которое вроде являются мужьями дочери. Его дочь вмиг меняет внешность, лицо становиться другим. Оказывается, что она никуда не улетает, и это все он выдумал сам. Меняется обстановка в доме. Сиделка точь-в-точь выглядит как погибшая другая его дочь Люси. Отец же недоумевает куда пропала Люси, и ее картина, которая еще недавно висела на стене. Да и вообще оказывается, что он не у себя дома, а его подселили к Энн, чтоб присматривать за ним. Все это очень ярко показывает состояние, в котором пребывают люди страдающие страшной болезнью - деменция, которая разрушает память человека, его интеллектуальные способности.

Семейный ужин с дочерью и ее мужем, который агрессивен по отношению к отцу.
Семейный ужин с дочерью и ее мужем, который агрессивен по отношению к отцу.

Это очень запутанная история, с детективным элементом - мы пытаемся вместе с героем разобраться, а что собственно происходит на самом деле. И если для героя это цель заведомо невыполнима из-за его болезни, то зритель вполне способен выяснить истину - на этом строится весь драматизм истории и интрига. В фильме нагоняется саспенс как у неплохого триллера, что позволяет держать внимание зрителя до самого конца.

Ракурс камеры выбран так, чтобы сохранить ощущение камерности, замкнутости мира Энтони.
Ракурс камеры выбран так, чтобы сохранить ощущение камерности, замкнутости мира Энтони.

Весь месседж "Отца" заключается в том, что людям больным деменцией необходима постоянная поддержка и защита, а главное - понимание их состояния, их мира. Именно поэтому повествование ведется от лица Энтони. И не зря герой в конце ведет себя словно ребенок - включается защитный механизм психики регрессия. Энтони из-за своего упрямого характера сложно признаться в необходимости помощи, а данное регрессивное поведение призывает оказать ему заботу, поскольку он чувствует себя беззащитным, потерянным. Ему хочется вновь обрести дом, целостность понимания мира, но это все невыполнимые для него задачи. Главный герой потерял самое важное - потерял себя. В фильме нет упрека героини Оливии Колман, ведь так случается, что жизнь разводит нас с близкими людьми. Она не оставляет его без защиты, отдав Энтони в руки профессионалов в больницу. Она поступает правильно, как бы это не выглядело трагично.

Энтони в этой сцене не похож на того бодрого старичка, что был вначале. Мы словно попали в другой временной промежуток его жизни, где он уже не в состоянии дать полноценный отпор.
Энтони в этой сцене не похож на того бодрого старичка, что был вначале. Мы словно попали в другой временной промежуток его жизни, где он уже не в состоянии дать полноценный отпор.

Фильм "Отец" это экранизация известной в театральных кругах одноименной пьесы Флориана Зеллера. Самое интересное, что известный писатель и драматург не только написал сценарий, но еще и дебютировал в качестве режиссера. Нужны особые знания и умения, чтобы перенести театральную историю в кино, сделать как отдельное, самостоятельное кинематографическое творение. И у него это получилось превосходно. Фильм по заслугам оказался в топах лучших за прошлый год.

Что может выиграть?

6 номинаций: Лучший фильм (Дэвид Парфитт, Жан-Луи Ливи и Филипп Каркассонн), Лучшая мужская роль (Энтони Хопкинс), Лучшая женская роль второго плана (Оливия Колман), Лучший адаптированный сценарий (Кристофер Хэмптон и Флориан Зеллер), Лучшая работа художника-постановщика (Питер Фрэнсис (постановщик), Кэти Фэзерстоун (декоратор)), Лучший монтаж (Йоргос Лампринос).

Из всех перечисленных номинаций у фильма "Отец" есть наибольшие возможности получить награды по двум категориям: Лучшая мужская роль и Лучший адаптированный сценарий. В номинации за Лучшую мужскую роль Энтони Хопкинс выглядит как явный фаворит, как и Риз Ахмед ("Звук металла"). Энтони в своем преклонном возрасте выложился на самом высоком уровне актерского мастерства. И все же многие пророчат посмертную награду Чедвику Боузману, который отлично исполнил роль в своем последнем фильме "Ма Рейни: Мать блюза" (он играл, несмотря на тяжелое течение болезни рака толстой кишки). В этом году в номинации Лучшая мужская роль заложена одна из главных интриг церемонии вручения наград.

Потерянный Энтони.
Потерянный Энтони.

А вот в номинации за Лучший адаптированный сценарий "Отец" почти наверняка получит награду. Самый сильный соперник - "Борат 2", несмотря на всю искрометность и острополитичность юмора, с вызывающими, и даже шокирующими элементами, он все же уступает драматургии фильма "Отец". Очень взвешенной, продуманной, без излишней суетливости. В "Отце" проявилась классическая драматургия в самых лучших ее формах. Примечательно, что в этой номинации есть экранизация другой театральной пьесы - "Одна ночь в Майами", но она скорее выглядит как телеспектакль. Адаптация на киноэкран Кемпом Пауэрсом своей пьесы вышла менее удачной. Возможно Пауэрсу надо было пригласить в помощь по написанию сценария опытного кинодраматурга, как это сделал Флориан Зеллер. Кристофер Хэмптон - мастер киноадаптаций ("Опасные связи", "Тихий американец", "Опасный метод") помог превратить "Отца" в самостоятельное камерное кино.

Флориан Зеллер (слева) и Кристофер Хэмптон (справа).
Флориан Зеллер (слева) и Кристофер Хэмптон (справа).

Перевести пьесу Флориана Зеллера на киноязык помог не тоько сценарист Кристофер Хэмптон, но и оператор Бен Смитхард, монтажер Йоргос Лампринос, декоратор Кэти Фэзерстоун, художник-постановщик Питер Фрэнсис. Из всех только оператор не удостоился номинации, хотя работа проделана им очень хорошая. Особо отмечу монтаж, который в сочетании с выстроенными декорациями и плавной съемкой поддерживает неспешный, текучий ритм истории. Мы неторопливо переходим от локации к локации, перед нами меняются объекты, актеры, но все это сшито так тонко, без резких склеек, что мы не успеваем заметить произошедших изменений, пока авторы не обратят на это внимание. Если приглядеться, то можно заметить пропадающие детали интерьера, перестановку в доме. Действие словно волной то затухает, то обостряется, но повествовательный темп продолжает сохраняться. Это комплекс сложной работы, которая по достоинству отмечена номинациями за Лучший монтаж и за Лучшую работу художника-постановщика. Но выиграет ли? Скорее всего нет. За монтаж Оскар получит либо "Звук металла", либо "Земля кочевников". За работу художника-постановщика либо "Манк", либо "Ма Рейни: Мать блюза".

Квартира обставленная в классическом стиле в умиротворяющих (больничных) тонах, с обилием зеркал, отражений - мы словно оказываемся в лабиринте зазеркалья.
Квартира обставленная в классическом стиле в умиротворяющих (больничных) тонах, с обилием зеркал, отражений - мы словно оказываемся в лабиринте зазеркалья.

Примечательно то, что замечательную игру Оливии Колман отметили в номинации за второстепенную роль, хотя ее персонаж в фильме играет первостепенную роль. Она действительно осознано уходит на второй план, не оттеняя работу Энтони Хопкинса, а лишь оказывает ему поддержку, великолепно подыгрывая, даже когда внимание зрителя явно сконцентрировано на главном герое. Сама по себе номинация это хорошая похвала работы актрисы. А вот награда может достаться Юн Ёджон ("Минари"), или же Мария Бакалова ("Борат 2").

Энн знакомит Энтони с новой сиделкой. Сцена яркий пример хорошей игры Оливии Колман.
Энн знакомит Энтони с новой сиделкой. Сцена яркий пример хорошей игры Оливии Колман.

В номинации лучший фильм победы ожидать вряд ли стоит. Лидером здесь является "Земля кочевников", а если победит "Отец", то это будет большим сюрпризом.

Стоит ли смотреть?

Сразу стоит понять, что это совсем не развлекательное кино. Если вы не готовы смотреть серьезную драматическую историю, то "Отец" не для вас. Если же вы из тех, кто не прочь провести вечер в театре, то безусловно рекомендую этот фильм к просмотру. Это действительно отличная экранизация пьесы.

_____________________________________________

Здесь вы можете почитать о других претендентах на Оскар 2021 года:

"Земля кочевников",

"Иуда и черный мессия",

"Суд над чикагской семеркой",

"Девушка, подающая надежды",

"Звук металла",

"Минари".

Ставьте большой палец вверх и подписывайтесь на канал, если вам понравился материал. Если эта или другая статья наберет много лайков, то сделаю подробный разбор фильма, который больше всего заинтересует.