Разговоров вокруг пользы и необходимости цифровизации примерно столько же, сколько родительских недовольств и ограничений, связанных с использованием детьми гаджетов разного типа.
С одной стороны, все больше программ дистанционного обучения для детей и подростков, получения разнообразных услуг через электронные приложения. С другой стороны, - устойчивое суждение о вредоносном воздействии гаджетов на психическое и физическое здоровье детей. Специалисты решили называть это явление зависимостью – формой деструктивного поведения, и отнесли к группе нехимических аддиктивных расстройств личности.
Типичная картина: ребенок засиживается часами перед экраном с яркими, часто меняющимися картинками. Он теряет чувство времени, не может самостоятельно отвлечься или закончить, раздражается и грубит, когда его просят выключить телефон или компьютер. Далее конфликт и испорченное настроение.
Иначе и быть не может, ведь отношение родителя и ребенка к этому занятию строго противоположны! Родитель считает это вредным, ребенок – полезным и увлекательным.
Будем честны: современные наука, обучение, сфера развлечений и поиск информации все более уходит в плоскость компьютерных технологий. Бабушки и дедушки осваивают социальные сети, чтобы общаться с внуками. Родители пользуются электронными сервисами, даже не замечая, как скоро это стало частью привычной жизни. Дошкольники и школьники свободно ориентируются в виртуальных мирах, легко осваивают любые приложения. Перемены наступили так быстро, как никто не ожидал. Пока специалисты активно изучают вопросы соотношения вреда и пользы, родители и дети ссорятся, доказывают свою правду и снова ссорятся.
Давайте определимся. Любой запрет вызывает желание сопротивления. Исходная противоположность установок, определяющих отношение к предмету диалога, приводит к конфликту – скрытому или явному. Выходом из конфликта или его профилактикой может стать открытое признание ЛЕГИТИМНОСТИ гаджетов, как части жизни каждого человека – маленького и большого. Безусловно, с разницей в количестве и качестве контента. С этого момента заканчивается противоречие установок. Родитель и ребенок относятся к любому гаджету, как к инструменту для решения различных задач, в том числе, для отдыха и развлечений. При этом жизнь ребенка организована таким образом, что существует разнообразие форм и видов занятий, логичный для ребенка и его возможностей распорядок дня с обязательным чередованием интеллектуальных/физических/эмоциональных нагрузок.
Так же, как трехлетнему малышу прививаются навыки гигиены и чистоты тела, так и взрослеющему ребенку, взявшему в руки телефон или планшет, прививается навык информационной гигиены, который поможет ребенку быть современным и не стать зависимым.