Найти тему
Загадочная Индия

Ничего не изменилось

Оглавление

"Прошу прощения, мама, но я не могу следовать законам Дхармы. У меня есть одна цель – захватить трон Хастинапура!"

  • Начало истории: Глава 1
  • Все главы

Глава 66

В тронном зале Хастинапура

Дурьодхана медленно направлялся в центр зала, а за ним Ангарадж и все Кауравы.

Юдхиштхира спокойно и открыто смотрел на приближающихся принцев, а в это время четверо его братьев покинули свои места и встали у него за спиной.

Все царское собрание было явно встревожено. Учитель перестал читать мантры, в тронном зале повисла тишина…

Подойдя почти вплотную к Юдхиштхире, принц Дурьодхана долго смотрел ему в глаза. Старший из Пандавов не отвел взгляда и даже не моргнул, когда Дурьодхана демонстративно, перед его лицом перекинул свою булаву из одной руки в другую.

А вот Бхима не обладал такой выдержкой, и уже сделал шаг вперед, чтобы защитить брата…

Но в этот момент Дурьодхана положил свое оружие к ногам Юдхиштхиры и произнес примирительным тоном:

- Ветер может склонить дерево, но не может лишить его силы. И для меня не является унижением сложить перед тобой оружие, напротив, для меня это честь, брат Юдхиштхира!
Что же касается назначения тебя наследным принцем Хастинапура, я и мои братья… принимаем его!

Уж чего-чего, а такого открытого заявления от Дурьодханы никто не ожидал. И собравшиеся испытывали разные чувства.

Царь Дхритараштра – боль за сына. Царицы, стоящие на балконах – облегчение, что не случился конфликт.

Великий Бхишма и главный министр Видура переглянулись с довольными улыбками. Улыбался и царь Шакуни, хитро и зловеще…

Принц Юдхиштхира радовался от чистого сердца, он верил в праведность любого человека. Его братья все еще стояли у него за спиной, они сомневались…

Впрочем, один из них, Бхима, не испытывал никаких сомнений – он не верил ни единому слову Дурьодханы.

*****

Далее последовала торжественная церемония коронации, сопровождавшаяся красочными танцами.

Дурьодхана смотрел на все это отрешенным, отсутствующим взглядом. Но когда зазвучали прославления «Слава принцу Юдхиштхире!», которым, казалось, не будет конца, Дурьодхана зажмурился. Ему хотелось закрыть уши, чтобы не слышать этих восторженных криков.

В конце концов, принц не выдержал и направился к незаметному боковому выходу. Стоящий рядом Карна последовал за ним. Этого почти никто не увидел, все взоры были направлены на коронованного принца.

И только царь Шакуни, внимательно следивший за любимым племянником, видел все. Он тоже покинул тронный зал, не дожидаясь окончания торжества…

В покоях Пандавов

После коронации сыновья Панду удалились в свои покои.

В покоях Пандавов
В покоях Пандавов

Там на столе стояла чаша с огуречной водой. Вечно голодный Бхима достал из нее один огурец и откусил сразу половину. Но тут же выплюнул:

- Фу! Эти огурцы пролежали всю ночь в сладкой воде, и все равно остались горькими! – воскликнул он.
- Возможно, им нужно больше времени, - улыбнулся Накула, - если даже Дурьодхана смог измениться, то и огурцы тоже смогут.

Услышав имя Дурьодханы, Бхима нахмурился:

- Даже если вымачивать огурцы всю жизнь, их вкус, я думаю, не изменится, - заявил он категорично, - потому что горькие огурцы созданы быть горькими!
Бхима
Бхима

Тут Юдхиштхира, понимая, что Бхима говорит о Дурьодхане, подошел к братьям:

- Верь в лучшее, Бхима! Все вы должны стараться верить в лучшее. Даже самые слабые люди могут принять праведность…

В покоях царя Шакуни

- Дядя, я не настолько слаб, чтобы следовать законам Дхармы, - говорил в это время Дурьодхана.
"Я не настолько слаб..."
"Я не настолько слаб..."

Они с Шакуни сидели за игральным столом. Тут в покои вошла царица Гандхари и услышала последнюю фразу сына:

- Не говори так, сынок, праведность и Дхарма – это основа нашего мира…

Дурьодхана поднялся и подошел к матери. Он смотрел с сожалением на ее завязанные глаза, как будто повязка мешала ей не только видеть, но и понимать своего сына.

Дурьодхана
Дурьодхана
- Что такое праведность, мама? А религиозность? Это лишь для бездарных и слабых людей! Всевышний дал нам сердце, а вместе с ним и желания. Так почему же определенные желания кто-то называет греховностью?
Я знаю, что такое Дхарма, Гуру Дрона обучал нас этому в школе… Прошу прощения, мама, но я не могу следовать этим законам. У меня есть одна цель – захватить трон Хастинапура!

Царица Гандхари слушала своего сына и с болью в сердце понимала – ничего не изменилось!

«Ничего не изменилось» - думал Шакуни, с улыбкой глядя на племянника.

В окрестностях Хастинапура

Великий Бхишма встречал рассвет на берегу реки Ганги. Он обратился к ней со словами:

- Мама, благословенное событие, которое я ждал столько лет, приближается!
- Какое событие ты ждал так долго, сын мой? – услышал Бхишма в ответ.
Богиня Ганга
Богиня Ганга

Он поклонился в почтении, понимая, что Богиня Ганга решила явить ему свой человеческий облик. Как только она вышла из воды, Бхишма ответил:

- Я смогу покинуть эту жизнь, только исполнив свое предназначение. Мама, Юдхиштхира стал наследным принцем, в его лице Хастинапуром будет править воплощенная справедливость! Думаю, я исполнил предназначение…

Богиня Ганга улыбнулась:

- А уверен ли ты, что Дурьодхана отказался от своих амбиций?

Бхишма считал, что после коронации сыновья Панду сами могли защититься от Дурьодханы, ведь на их стороне закон и армия Хастинапура:

- А моя миссия на Земле, я думаю, выполнена…
Разговор с матерью
Разговор с матерью
- Цель жизни человека в том, - отвечала ему Ганга, - чтобы освободиться от всех уз и привязанностей.

Великий Бхишма не имел никаких уз и лишь всю жизнь следовал данному когда-то обету, выполняя свои обязанности. Так он думал… Но оказалось:

- Обязанности это тоже оковы, - сказала Богиня Ганга, - пока ты не найдешь путь освобождения от этих оков, ты не обретешь настоящую свободу.

Бхишма был в отчаянии:

- Не говорите так, мама! Я всю жизнь следовал Дхарме, почему же я не могу быть свободен? Мама, как же мне достичь освобождения?
-12
- Я не могу тебе этого сказать… Но очень скоро появится тот, кто поможет тебе осознать свое истинное предназначение. И не только тебе, сын, а всему миру.

*****

«Нет такого человека, который бы ни разу не размышлял о своем долге…

Но что же такое Дхарма на самом деле? Смог ли кто-нибудь понять, что это?

Дхарма учит людей жить в мире и согласии со всеми живыми существами, вот почему праведная жизнь дарит покой и умиротворение. Там, где все следуют Дхарме, нет ни конфликтов, ни сражений…

Но разве может человек никогда не конфликтовать с другими? Существует ли борьба там, где есть любовь? Вероятно, вы ответите ДА.

Васудева Кришна
Васудева Кришна

А вы не замечали, что в борьбе против другого, человек забывает о любви? И тогда его желания становятся для него самым главным. Эгоизм порождает высокомерие и гнев. А что с любовью?

Нет! Любви в сердце такого человека нет, потому что там, где правит любовь, не может быть ссор, конфликтов и борьбы. Если в сердце живет любовь, может ли в нем появиться гнев? Конечно, нет.

Если бы любовь, которую один человек испытывает к другому, распространилась на все Мироздание, тогда бы проявилось сострадание.

Итак, природа Дхармы – это сострадание.

Но иногда люди полностью забывают о том, что лежит в основе праведности. Они формально соблюдают какие-то правила и обычаи, а где их сострадание? Они забывают об этом, и мир погружается в борьбу, зависть, злобу, насилие. Все это НЕправедность.

И тогда Всевышнему необходимо прийти на Землю, чтобы открыть людям истинные знания.

Кто-то считает добродетелью следование традициям, а другие в это время действуют нечестиво, погружаясь в пучину гнева, ненависти и амбиций. Все это уничтожает в них праведность.

Прихожу и начинаю действовать!
Прихожу и начинаю действовать!

Вот почему я пришел в этот мир… Чтобы освободить святых людей, чтобы уничтожить грешников, чтобы восстановить законы Дхармы...

Я, Васудева Кришна, прихожу и начинаю действовать!»

<< Глава 65 | Глава 67 >>

-15

Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ