Мифологический образ обычно характеризуется обстоятельствами рождения, первого подвига, главного подвига и смерти. Главным и основным подвигом былинного Добрыни Никитича является его победа над Змеем, освобождение племянницы князя Владимира Забавы Путятичны, людей русских. По сути этот сюжет былины является калькой другого сюжета связанного со Святым Георгием, убийство Змия и освобождение царской дочери. В греческой мифологии есть такой же аналогичный сюжет, это убийство Кадмом Змея Ареса, Беллерофонтом Химеры. В народной мифологии Святого Георгия отождествляют в Ярилой. Согласно народным традициям чучело Ярило клали в гроб, носили его по деревни, оплакивали, а потом хоронили в поле. Иногда Ярило описывают как парня, разъезжающего на коне.
В классическом понимании Добрыня Никитич как и Святой Георгий является воплощением княжеского, военного, аристократического сословия и у обоих главный подвиг, это победа над Змеем. Но в народном понимании Святой Григорий не только легендарный воин и землепашец. Греческий Кадм, убив Змея камнем, мраморном глыбой, отрезал его голову мечом, вспахал землю плугом Паллады, а затем засеял поле зубами дракона, из которых потом выросли гиганты-воины. Когда гиганты выросли на поле, Кадм бросил в них камень. Возможно, обряд засевания поляны змеиными зубами связывает Григория-воина и Григория-землепашца. Но кроме этого у Кадма есть связь с тотемом Змея. Кадм вначале убил Змия а затем в конце жизни сам стал Змием. Такая история с Кадмом, напоминает известный сюжет «Убить дракона», где убивший дракона сам со временем становится этим драконом. Кроме Кадма, в греческой мифологии есть и другой сеятель зубов дракона, это Ясон, предводитель аргонавтов. Любопытно и то, что супруги Кадм и Гармония умирают в один тот же день как Святой Георгий и царица Александра Римская, супруга императора Диоклетиана приняли смерть усечением головы, после того как Святой Георгий изгнал беса из статуи Аполлона.
Как известно, отцом Добрыни был Никита Романович из Рязани, который прожил шестьдесят лет и умер, когда Добрыни было пять лет. Но есть и другая любопытная сказка «Никита Кожемяка», которая во многом повторяет сюжет былины «Добрыня и Змей». В этой сказке Змей утащил к себе царскую дочь, за которой увязалась собачонка, и запер царскую дочь у себя в берлоге. Чтоб вызволить, освободить свою дочь царь позвал на помощь Никиту Кожемяку. Во время боя с Никитой Змей предложил Никите поделить между собой землю, заключив договор. Тогда Никита запряг соху Змея стал делить землю подели землю, стали делить море, там в море Никита Змея и утопил. После чего воротилась царская дочь к своим родителям. В этой сказке ездовым животным выступает героя уже Змей, а в греческой мифологии ездовым животным у Деметры и Триптолема являются драконы. По сути эта сказка напрямую связывает Змееборца и Землепашца в единый персонаж.
В былинах Добрыня Никитич женится на богатырке Настасьи Никуличне. Добрыня Никитич будущую свою жену встретил на почтовой дороге, принял ее за чужестранного богатыря и сразился с ней, не зная, что она женщина. В другой былине Добрыня Никитич наказывает свой жене Настасьи Никуличне и своей матери Офимье Александровне, чтоб его жена Настасья Никулична ни в коем случае не выходила замуж за его названного брата Алешу Поповича после его шести лет отсутствия. Но его жена Настасья Никулична все же нарушила свой обет и решила все же выйти замуж за Алешу Поповича. И тогда Добрыня Никитич приходит на ее свадьбу не узнанным, одевается в одежду скомороха и берет в руки гусли. Сам же сюжет напоминает легенду про возвращение Одиссея на Итаку к Пенелопе. Есть и былины про Добрыню, где он встретился случайно с чародейкой, колдуньей Мариной Игнатьевной, где ненароком разбил ее стекольную оконницу и зеркальце. С помощью колдовства Марина заманила к себе домой в терем Добрыню, а там он встретил Змея Горыныча. Тогда Добрыня стал ломиться в двери терема. За Марину заступился Змей, но Добрыня вынул свою саблю, Змей струсил и сбежал. Пришлось Марине превратить Добрыню Никитича в гнедого тура. Но мать Добрыни Офимья Александровна и его крестная Анна Ивановна пригрозили Марине превратить ее в суку. Пришлось Марине превратиться птицей касаткой лететь к Добрыне, гнедому туру и уговаривать его жениться на ней. Получив согласия от него, Марина обернулась девицей а Добрыня в молодца. Женившись в чистом поле у ракитного куста пришли в терем Марины. Там ее Добрыня и убил, разрубив на части. Есть еще другая былина, связанная с женитьбой «Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру». Как и следует из названия, Добрыня Никитич, как и Дунай Иванович выступают как сваты от князя Владимира к Апраксии, дочери короля ляховинского Данилы Манойловича. В этой былине Дунай Иванович погиб в результате состязания в стрельбе из лука со сестрой Апраксии Настасьей. На голове Настасьи поставили перстень, а Дунай Иванович в этот перстень не попал, а попал стрелой из лука в ее грудь. Дунай Иванович вспорол живот Настасьи у обнаружил там не родившегося дитя с надписью на лбу «А был бы младень этот силен на земли». В отчаянии Дунай Иванович самопроизвольно заколол себя копьем. То есть в этих былинах Добрыня Никитич выступает как важный элемент в сюжетах о свадьбе, браке, супружестве, в взаимоотношениях с женщинами.
Кроме сюжетах о свадьбах, есть сюжеты связанные с домашним гостеприимством, это былины «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича» и «Бой Добрыни с Дунаем». В первой былине, мать Добрыни просила Илью Муромца не будить в его доме, а дождаться с ним встречи в чистом поле. В былине «Бой Добрыни с Дунаем» Добрыня разъезжая по стране в чистом поле увидел шатер с надписью «А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть, А живому тому не быть, прочь не уехати». Добрыня напился вина, что был бочке в шатре и все там порушил.