Вчера презентовали новые планируемые ветки трамвайных линий в рамках проекта “Магистраль”.
Попробуем разобраться. Но начнем, пожалуй, с 2013 года. Тогда “Городские Решения” провели анализ доступности жителей города к трамваю с помощью трекеров, которые устанавливали волонтеры (кстати, эксперимент стоило бы повторить).
В итоге появилась такая тепловая карта
Подробнее тут .
Как мы видим, за 8 лет что-то изменилось значительно, а какие-то районы как были актуальными, так и остались.
На основе анализа данных на начало 2013 года были необходимы следующие коридоры:
Мы видим, как минимум до двух из них - ГМР и Восточно-Кругликовский микрорайон сегодня (спустя 8 лет) наконец дошли руки и начался этап сбора ТУ и разработки проектной документации.
Выглядеть они будут следующим образом:
На ул.Домбайскую ветка пошла в итоге по старому проекту - через ул.Жлобы, поскольку договориться о выкупе с жителями не получилось. При этом улица будет трамвайно-пешеходной, с возможностью заезда исключительно для резидентов (жителей кварталов). Как именно это будет организовано - отдельный интересный вопрос. Дождемся проекта.
Тут же, т.с. “не отходя от кассы”, запланирована перспективная ветка в сторону пос.Плодородного до нового троллейбусно-трамвайного депо на ул.Багряной
Да, недостаточно просто построить новые линии - нужно увеличивать выпуск подвижного состава. А где отстаивать его, обслуживать? Действующих площадей уже недостаточно. Для развития трамвайной сети (да и троллейбусной) остро необходимо депо в северо-восточной части города. Изначально в генеральном плане оно закладывалось в районе пос.Российский, но увы… потом перенесли в пос.Плодородный.
Кстати, в планах там разместить 150 трамваев и 100 троллейбусов.
С одной стороны - прекрасно, что как минимум стали планировать ветки и инфраструктуру ЗАРАНЕЕ, до того, как будет застроен тот или иной район - через 5 лет пос.Плодородный будет плотно заселен и важно застолбить участки уже сейчас.
Но с другой стороны, не ясно, почему с кольца ул.Домбайской, либо по ул.П.Метальникова не продлить ветку до пос.Российского, который УЖЕ застроен и имеет минимальную доступность к общественном транспорту. Через 5 лет вопрос уже перезреет.
Лично мое мнение - следующие после Восточно-Кругликовской и ГМР должна быть продлена ветка до ул.Комарова. Тем более, что пока там ЕЩЕ поля не застроены. Все это есть в генеральном плане.
Такой же, давно перезревший участок, который мы отмечали еще в 2013 году - это Фестивальный микрорайон.
Там в генплане также предусмотрены ветки, в частности ул.Каляева - ул.Гагарина и т.д.
Тем более, что развитие в этом направлении также планируется. Перспективная ветка на Западный обход будет реализовываться в три этапа:
Ветка тоже важная и 8 лет назад, была не так актуальна, как сегодня, и уж тем более не через 5 лет. Ее проектирование, резервирование земель и пр. очень важно для развития западного направления. Желание работать на предупреждение, продумывать систему наперед - похвально, но хорошо бы перед дальними перспективами, закрыть текущие потребности.
В итоге сегодня была предоставлена нам вот такая общая схема “Трамвая будущего”
Посмотрите внимательно на нее теперь в комплексе.
Дело в том, что при развитии данной сети у нас возникает проблема с перегрузкой некоторых узлов, а также улиц (ул.Коммунаров, ул.Ставропольская). При добавлении новых мощностей, нагрузка значительно возрастет.
Также обратите внимание, что восточная часть города объединена с остальной частью исключительно через центр - те самые загруженные узлы. А у нас еще и ГМР появляется.
Смоделируем ситуацию. Житель восточной части города (КМР, ПМР, ГМР) захочет посетить северо-восточную, поехать, например на матч на стадион “Краснодар” или погулять по парку. И наоборот, если жители Восточно-кругликовского микрорайона захотят посмотреть кино в СБС, закупиться в Ашане или погулять по Солнечному острову, то им потребуется проделать вот такой путь, причем через центр города, загружая и без того тяжелые узлы.
Общая протяженность маршрута (причем с пересадками) займет 16 км . а общее время - 58 мин.
Понятное дело, что в такой ситуации ни о каком выборе трамвая речи идти не может, поскольку с помощью личного автомобиля данный же маршрут займет всего 20 минут. и это через загруженные улицы Северная (мосты) и Школьная, создавая там своим присутствием заторы.
В таком случае необходимо объединить новые северо-восточные направления с восточными (включая новую ветку на Гидрострой).
Согласно Генеральному плану есть вот такое решение: по ул.Селезнева, до ул.Енисейской и по ней до ул.Новороссийской, а там через путепровод по ул.Восточно-Кругликовской до проектируемой ветки от ул.Красных зорь.
Данная трассировка, на мой взгляд, сложная, идет через ИЖС, проблемы с которым могут быть аналогичные, как с дублером ул.Жлобы.
Но есть два альтернативных варианта:
Вариант 1 - продление конечной на ул.Стасова, через СБС, и далее по старым веткам ЖД (между ЖД и дорожным полотном ул.Новороссийской) и далее по генеральному плану с выходом на путепровод, который заложен в генплане и дублирует северный мост.
Преимущества ветки:
- проходит через ключевые точки притяжения в районе (Галактика, СБС которые будут только ЗА! и можно предложить им концессию или другую форму участия),
- захватывает новые ЖК высокой плотности,
- идет по старым ЖД веткам +/-
- сократит маршрут КМР-Стадион на 5 км. или 20 минут.
- разгрузит сложные участки: ул.Ставропольскую, ул.Садовую, узел на ул.Островского
2. Вариант - ул.Текстильная - ул.Лизы Чайкиной (опять же по полотну старой ЖД ветки), далее через ЖД по уже проектируемому путепроводу в рамках “Восточного транспортного коридора” на пос.Плодородный где мы выходим на планируемую ветку в районе нового Депо.
Преимущества ветки:
- нет жилых домов под выкуп и снос (жд или промзона)
- она пройдет через уже проектируемый путепровод на ул.Лизы Чайкиной
- также будет доступна для посетителей СБС и Леруа
- загрузит ту ветку на депо, что повысит ее рентабельность
- обеспечит доступность к рабочим местам промышленных парков.
- сократит расстояние до Стадиона на 7 км. или 30 минут!
- разгрузит сложные участки: ул.Ставропольскую, ул.Садовую, узел на ул.Островского
Реализация одного из этих вариантов даст перспективы развития трамвайной сети в восточном направлении (ГМР, аэропорт) без опасений перегрузки сложных участков, увести межрайонные потоки не через центр.
Кроме того, подобная связанность сети создает кольцо, что повышает вариативность с маршрутами и пр.
Ну и отдельно радует, что наконец говорят не только про перспективное развитие, но и про оптимизацию существующей сети - это просто архиважно, на самом деле. Еще не весь потенциал (прежде всего по скорости и комфорту) исчерпан - есть где работать
Подводя итоги.
Из плюсов - наконец появилось стратегическое понимание развития сети, работа над перспективными направлениями (другой вопрос сроков и ресурсов). Есть желание оптимизировать существующую сеть.
Из минусов - не отражены перезревшие ветки (пос.Краснодарский, пос.Российский, ФМР) которые были актуальны еще 5-8 лет назад. Будем продолжать настаивать