Найти в Дзене
Твоя историчка

Что должа была уметь девочка 10 лет в Древней Руси

Оглавление

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

В народе нашем издавна ходит такая поговорка:

Маленькое дело лучше большого безделья

Такого принципа строго придерживались и в воспитании детей. Десять лет - это возраст, когда мальчишки и девочки из крестьянских семей становились самостоятельными и имели много обязанностей. Девочек уже с раннего возраста приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчишек. С 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и в огороде, ухаживать за младшими братьями и сёстрами, домашней скотиной.

В 10 лет они переходили на новый уровень ответственности - десятилетка считалась уже взрослой девушкой. Если же знакомые и соседи давали девочке прозвище "неряха", это было очень плохой характеристикой и на хорошего жениха ей можно было даже не рассчитывать.

Процесс обучения

Обучали девочек на личном примере - обычно мать в во время домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, а позже доверяла ей выполнять часть работы.

По мере взросления и усвоения нужных навыков, работа усложнялась. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была уметь присматривать за цыплятами, то в 10-12 - уже выгоняла корову на пастбище и доила её.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада?

Нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно суровых реалиях. Не зря сложилась поговорка:

"С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь»

А с другой - в среде простых людей была очень сильна христианская традиция - служение отцу и матери было равно служению Богу, а оскорбление родителей и плохое поведение приравнивалось к оскорблению высших сил.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут».

Это особая женская территория - у печи. Обычно, она отделялась от остальной избы занавеской и мужчины старались туда не заходить без острой необходимости. Более того, появление постороннего мужчины в "бабьем углу" приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени - готовила еду, поддерживала порядок. Десятилетняя девочка помогала матери во всех хлопотах - мыла посуду, могла сама приготовить несложное блюдо.

Уборка в доме.

В обязанности девочки входило поддержание чистоты в доме - она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать половики, чистить керосиновые лампы, менять лучину.

Нередко, им также приходилось справляться с еще одной обязанностью - стирали и полоскали белье в речке, а затем и развешивали его на просушку.

Если в теплое время - это было скорее развлечением, то в зимнее превращалось в суровое испытание.

Пестунство.

В многодетных семьях присмотр старших детей за младшими был суровой необходимостью, так как родители много работали в поле. Поэтому, старшая девочка часто сидела у люльки с младенцем, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка. Сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку и одновременно занималась рукоделием.

Помимо укачивания, девочка в 10 лет могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. Если была такая необходимость. девочку отдавали в "пестунья" - няньки. За летний период она могла заработан от трех до пяти рублей - сумма немалая. Иногда, по уговору с родителями с няней расплачивались продуктами.

Ткачество.

Это был очень важный элемент крестьянской культуры, ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее называли домотканой. Девочку с малых лет учили наматывать нитки на цевки (трубочки-катушки из бересты), затем - трепать лен и прясть из него кудели(нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть, обычно всем этим занимались долгой зимой и в большой женской компании.

К 5-7 годам девочка овладевала первичными навыками и отец делал ей личную прялку или веретено, поменьше чем у взрослых.

Очень важным считалось иметь собственный инструмент, свою прялку нельзя было давать подружкам - "спортят" и чужими прялками тоже пользоваться было нельзя.

Позже, девочку учили работе на ткацком станке и к 10 годам многие могли создать первый пояс или ручник. "Хэнд-Мэйд" юная мастерица оставляла себе на память и начинала готовить свое приданное.

«Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Кроме всего перечисленного, девочка помогала взрослым на поле и в огороде - вязала снопы, собирала колоски, пасла коров, коз, гусей и уток, убирала навоз и чистила скотину.

Подростковый кризис?

Его, наверно, и не было, так как подростковый возраст пролетал быстро и незаметно. Однако, не стоит думать что дети на Руси были лишены всяких детских радостей. Младшие девочки играли в "дочки-матери" тряпичными куклами, плели косы, шили наряды и придумывали украшения.

Считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то будет отличной хозяйкой и матерью.

Девочки постарше собирались на посиделки, где пели, вязали и шили. Всех детей - от мала до велика, часто отправляли в лес по грибы да ягоды или на речку удить рыбу. Это тоже было развлечением, которое адаптировало их к взрослой жизни