Найти в Дзене
Несмешной Stand Up

Какой антивоенный роман по праву можно назвать лучшим?

Кадр из фильма "Спасти рядового Райана". 1998 г.
Жанр «антивоенной литературы» расцвёл после окончания Первой Мировой войны. Именно в начале ХХ века человечество воистину ужаснулось самому себе. Неспокойное время родило такие работы, как «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Прощай оружие» Эрнеста Хемингуэя и многие другие романы, рассказывающие об ужасах войны. А мясорубка
Кадр из фильма "Спасти рядового Райана". 1998 г.
Кадр из фильма "Спасти рядового Райана". 1998 г.

Жанр «антивоенной литературы» расцвёл после окончания Первой Мировой войны. Именно в начале ХХ века человечество воистину ужаснулось самому себе. Неспокойное время родило такие работы, как «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Прощай оружие» Эрнеста Хемингуэя и многие другие романы, рассказывающие об ужасах войны. А мясорубка Второй Мировой вдохнула в этот жанр новые краски. В современном мире к антивоенной литературе прибавились фильмы на эту тему и множество берущих за душу песен, посвящённых тому, с какой жестокостью и с какими трудностями приходится сталкиваться человеку, попавшему в горнило войны.

-2

Однако у всего антивоенного жанра есть один недочёт – несмотря на свой пацифистский мотив авторам зачастую всё же не удаётся избежать романтизации военных действий. Во многом война всё равно предстаёт перед нами как некое опасное приключение, которое хоть и наполнено страхом, жестокостью и потерями, но всё же имеет и героическую сторону. Через испытания люди раскрываются по-новому и даже приобретают некоторый заманчивый и меланхоличный образ, кроме того приобретают по-настоящему верных боевых товарищей и познают настоящую любовь и дружбу.

Чем же отличается «Бойня номер пять, или крестовый поход детей» Курта Воннегута? Стоит сказать, что сам писатель лично пережил ужасы Второй Мировой войны, сражаясь в рядах армии США. В декабре 1944 Воннегут попал в плен во время Арденнской контрнаступательной операции немецких войск. Далее он был перенаправлен в Дрезден на юго-востоке Германии и смог выйти живым после полного уничтожения города англо-американскими ВВС. Позже писателя из плена спасли бойцы Красной Армии и передали американской стороне. Злая ирония заключается в том, что сам Воннегут является выходцем из семьи немецких эмигрантов, который воевал против Германии на стороне США и сам же едва не погиб от бомб американской авиации.

Курт Воннегут
Курт Воннегут

Роман «Бойня номер пять» как раз и повествует о бомбардировке Дрездена во время Второй Мировой войны. Однако стиль, в котором написано произведение, удивляет с первых же страниц романа. В нём нет классического повествования об ужасах войны, как это есть у Ремарка или Хемингуэя. В двух словах: это роман о том, как Воннегут пишет роман о бомбардировке Дрездена. Само произведение написано в «телеграфически-шизофреническом стиле». Главного героя книги Билли Пилигрима похищают пришельцы с планеты Тральфамадор, после чего у него появляется способность воспринимать время нелинейно. Для Тральфамадорцев события не происходят друг за другом, а существуют одновременно в едином моменте. То есть Пилигрим переживает одновременно все моменты своей жизни сразу.

Дрезден после бомбардировки англо-американских ВВС
Дрезден после бомбардировки англо-американских ВВС

Звучит бредово для антивоенного романа про бомбардировку Дрездена, согласитесь? Однако именно за счёт такого стиля написания достигается главная цель – роман про войну совершенно не выставляет боевые действия как нечто героическое и романтическое. Война глазами Воннегута – это нелепое, смешное, глупое и пустое времяпрепровождение. Солдаты совершенно не выглядят героическими или наоборот жестокими личностями, они выглядят как люди, которые занимаются никому ненужной ерундой. В его глазах бойцы каждой из сторон (неважно кто это: американцы, англичане, немцы, русские) – это дети, которые отправляются друг с другом играть в войнушку и мериться силами, от этого и происходит название «Крестовый поход детей». Этот аспект получается выполнить за счёт того, что главный герой знает о том, что произойдёт в будущем, ведь каждая секунда происходит для него одновременно со следующей и предыдущей. И все смерти выглядят заранее прописанными и обычной житейской ситуацией, после которой неизменно звучит сухая фраза: «такие дела». А образ «бравых ребят» и «крутых героических парней» высмеивается и выставляется самым нелепейшим образом.

Кадр из экранизации романа "Бойня номер пять". 1972 г.
Кадр из экранизации романа "Бойня номер пять". 1972 г.

Таким способом достигается главная цель Воннегута: после прочтения «Бойни номер пять» совершенно нет ни малейшего желания грезить о военных приключениях и покупаться на красивые военные лозунги и картинки с «бравыми боевыми ребятами», так как все они выглядят самым нелепейшим образом. Антивоенный роман Воннегута раскрывается не за счёт ужаса, потерь и опасностей, а за счёт смеха. После прочтения на счёт любой войны хочется думать: «нет, пожалуй, я займусь чем-нибудь более серьёзным».

Хотя изначально автор, скорее всего, задумывал по-настоящему классический антивоенный роман, но передумать его заставила жена одного из его сослуживцев Мэри О’Хэйр, чьи слова он и приводит в книге: «Вы были на войне просто детьми, но вы притворитесь, что вы были вовсе не детьми, а настоящими мужчинами, и вас в кино будут играть всякие Фрэнки Синатры и Джоны Уэйны или ещё какие-нибудь знаменитости, скверные старики, которые обожают войну. И война будет показана красиво, и пойдут войны одна за другой. А драться будут дети, вон как те наши дети наверху».

-6