Найти тему
Несмешной Stand Up

Какой антивоенный роман по праву можно назвать лучшим?

Кадр из фильма "Спасти рядового Райана". 1998 г.
Кадр из фильма "Спасти рядового Райана". 1998 г.

Жанр «антивоенной литературы» расцвёл после окончания Первой Мировой войны. Именно в начале ХХ века человечество воистину ужаснулось самому себе. Неспокойное время родило такие работы, как «На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Прощай оружие» Эрнеста Хемингуэя и многие другие романы, рассказывающие об ужасах войны. А мясорубка Второй Мировой вдохнула в этот жанр новые краски. В современном мире к антивоенной литературе прибавились фильмы на эту тему и множество берущих за душу песен, посвящённых тому, с какой жестокостью и с какими трудностями приходится сталкиваться человеку, попавшему в горнило войны.

-2

Однако у всего антивоенного жанра есть один недочёт – несмотря на свой пацифистский мотив авторам зачастую всё же не удаётся избежать романтизации военных действий. Во многом война всё равно предстаёт перед нами как некое опасное приключение, которое хоть и наполнено страхом, жестокостью и потерями, но всё же имеет и героическую сторону. Через испытания люди раскрываются по-новому и даже приобретают некоторый заманчивый и меланхоличный образ, кроме того приобретают по-настоящему верных боевых товарищей и познают настоящую любовь и дружбу.

Чем же отличается «Бойня номер пять, или крестовый поход детей» Курта Воннегута? Стоит сказать, что сам писатель лично пережил ужасы Второй Мировой войны, сражаясь в рядах армии США. В декабре 1944 Воннегут попал в плен во время Арденнской контрнаступательной операции немецких войск. Далее он был перенаправлен в Дрезден на юго-востоке Германии и смог выйти живым после полного уничтожения города англо-американскими ВВС. Позже писателя из плена спасли бойцы Красной Армии и передали американской стороне. Злая ирония заключается в том, что сам Воннегут является выходцем из семьи немецких эмигрантов, который воевал против Германии на стороне США и сам же едва не погиб от бомб американской авиации.

Курт Воннегут
Курт Воннегут

Роман «Бойня номер пять» как раз и повествует о бомбардировке Дрездена во время Второй Мировой войны. Однако стиль, в котором написано произведение, удивляет с первых же страниц романа. В нём нет классического повествования об ужасах войны, как это есть у Ремарка или Хемингуэя. В двух словах: это роман о том, как Воннегут пишет роман о бомбардировке Дрездена. Само произведение написано в «телеграфически-шизофреническом стиле». Главного героя книги Билли Пилигрима похищают пришельцы с планеты Тральфамадор, после чего у него появляется способность воспринимать время нелинейно. Для Тральфамадорцев события не происходят друг за другом, а существуют одновременно в едином моменте. То есть Пилигрим переживает одновременно все моменты своей жизни сразу.

Дрезден после бомбардировки англо-американских ВВС
Дрезден после бомбардировки англо-американских ВВС

Звучит бредово для антивоенного романа про бомбардировку Дрездена, согласитесь? Однако именно за счёт такого стиля написания достигается главная цель – роман про войну совершенно не выставляет боевые действия как нечто героическое и романтическое. Война глазами Воннегута – это нелепое, смешное, глупое и пустое времяпрепровождение. Солдаты совершенно не выглядят героическими или наоборот жестокими личностями, они выглядят как люди, которые занимаются никому ненужной ерундой. В его глазах бойцы каждой из сторон (неважно кто это: американцы, англичане, немцы, русские) – это дети, которые отправляются друг с другом играть в войнушку и мериться силами, от этого и происходит название «Крестовый поход детей». Этот аспект получается выполнить за счёт того, что главный герой знает о том, что произойдёт в будущем, ведь каждая секунда происходит для него одновременно со следующей и предыдущей. И все смерти выглядят заранее прописанными и обычной житейской ситуацией, после которой неизменно звучит сухая фраза: «такие дела». А образ «бравых ребят» и «крутых героических парней» высмеивается и выставляется самым нелепейшим образом.

Кадр из экранизации романа "Бойня номер пять". 1972 г.
Кадр из экранизации романа "Бойня номер пять". 1972 г.

Таким способом достигается главная цель Воннегута: после прочтения «Бойни номер пять» совершенно нет ни малейшего желания грезить о военных приключениях и покупаться на красивые военные лозунги и картинки с «бравыми боевыми ребятами», так как все они выглядят самым нелепейшим образом. Антивоенный роман Воннегута раскрывается не за счёт ужаса, потерь и опасностей, а за счёт смеха. После прочтения на счёт любой войны хочется думать: «нет, пожалуй, я займусь чем-нибудь более серьёзным».

Хотя изначально автор, скорее всего, задумывал по-настоящему классический антивоенный роман, но передумать его заставила жена одного из его сослуживцев Мэри О’Хэйр, чьи слова он и приводит в книге: «Вы были на войне просто детьми, но вы притворитесь, что вы были вовсе не детьми, а настоящими мужчинами, и вас в кино будут играть всякие Фрэнки Синатры и Джоны Уэйны или ещё какие-нибудь знаменитости, скверные старики, которые обожают войну. И война будет показана красиво, и пойдут войны одна за другой. А драться будут дети, вон как те наши дети наверху».

-6