Найти тему

Художественные особенности романа Достоевского "Преступление и наказание"

Тонкость психологического анализа - вот главная особенность романа.

Достоевский в плане исследования психологии человеческой души был не новатором. Ещё М. Ю. Лермонтов стремился показать, что

"история человека, его духовных переживаний нередко интереснее, и поучительнее истории целого народа".

Достоевский в своём романе тонко проникает в психологию героев, передаёт отношение героев к существовавшим тогда отношениям между людьми, а также ощущения человека в тех или иных социальных обстоятельствах. Эти особенности просматриваются в изображении чистой души Сонечки Мармеладовой, или же тёмной и непонятной души Свидригайлова, в исповеди Мармеладова.

Автор пытается раскрыть мироощущение героев как через участие в диалогах, так и через бесконечные внутренние монологи, показывающие, что делается в душе того или иного героя.

Достоевский тонко передаёт и речевые особенности персонажей, и даже интонационные особенности, что заметно, например, в речи Раскольникова.

Из того, что Достоевский много уделяет внимания тонкостям человеческой души, у него почти не остаётся возможности описывать внешний образ героев. Или он намеренно не делает этого, дабы не отвлекать от психологической характеристики характеристик ой внешности.

Отсюда - лаконичность описаний образов, ведь автора интересует не столько, как выглядит человек, как то, что у него за душа.

Так, из всего описания Сони Мармеладов ой запоминается только одно яркое перо на шляпке, которое ей совершенно не идёт.

Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "П pecтупле ние и нaкaзaниe". Художник Д. Шмаринов. Яндекс - картинки
Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "П pecтупле ние и нaкaзaниe". Художник Д. Шмаринов. Яндекс - картинки

В образе Катерины Ивановны в памяти остаётся яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

Является ли художественной особенностью философская направленность романа? Безусловно. Роман требует глубинного философского осмысления жизни. На протяжении всего романа идёт полемика о содержании понятия "П р е с т у П л Е н и Е". Философские размышления присущи и Родиону Раскольникову, который одеpжим идеей, заставляющей его забыть о собственном благополучии. Эта идея - идея о "кpo ви по совести".

Достоевский обсуждает эту идею с читателями через обсуждение её Раскольниковым с Мармелаловым, с Порфирием Петровичем.

Все эти особенности романа свидетельствуют о новом, психологическом подходе к изображению явлений действительности, основоположником которого является Ф. М. Достоевский.

А теперь немного о том, не рано ли проходить такое произведение в юном возрасте? Смогут ли школьники понять всю глубину переживаний, мотивы поведения героев? Не рано ли знать о том, что такое "желтый билет" Сони Мармеладовой, не является ли шокирующим сам поступок Раскольникова (и поступки других героев романа), не является ли также шокирующей сцена, когда Мармеладов оказывается под колёсами упряжки?

Да, сказалось бы, мы должны оградить детей от этих негативных по содержанию сцен. А, с другой стороны - по телевидению столько фильмов, передач о падших женщинах, о безнравственных пр ест уп н ы х деяниях, что дети и без этого узнают обо всех негативных сторонах жизни. Да и, общаясь между собой, многие учат друг друга плохому.

Но! В романе Достоевского пороки осуждаются, в результате размышлений и осмысления своих действий, поступков герои находят истину, правда, каждый свою.

В каком классе проходили этот роман в советское время? В каком проходят сейчас? Мы тогда (а для меня это было сорок лет назад) многое из романа не понимали, нам на уроках, что называется, "разжевывали", мы вложенные в нас советской школой знания, несём до сих пор. Но многое уже давно переосмыслено. Особенно в последнее время в связи с известными событиями.

Но об этом в следующий раз!

Благодарю, что были на моем канале! До встречи!