Эскадрилья МиГ-31БМ ("Foxhound" термин НАТО) была развернута на авиабазе Рогачево архипелаг Новая Земля в восточной части Баренцева моря, одном из самых северных регионов России и идеальном передовом оперативном месте для выполнения задач в стратегическом Баренцевом и Арктическом регионе.
Два истребителя-перехватчика МиГ-31БМ пролетели над Северным полюсом впервые в истории российской морской авиации. “В рамках арктической экспедиции впервые в истории ВМФ России пара истребителей МиГ-31 выполнила полет над Северным полюсом и была дозаправлена в воздухе”,-сообщил главком ВМФ Николай Евменов. Президент России Владимир Путин также был проинформирован об этой важной вехе.
“Экипажи истребителей-перехватчиков Миг-31БМ отдельного смешанного авиационного полка Северного флота заступили на боевое дежурство по охране границы в воздушном пространстве на архипелаге Новая Земля”, - сообщило Министерство обороны России (МО) в начале этого года. “Боевое дежурство значительно расширит сферу применения истребительной авиации Северного флота в Арктике и значительно увеличит контролируемое воздушное пространство над Северным морским путем.” До этого бомбардировщик B-1B Lancer ВВС США впервые приземлился на главной авиабазе Будё в северной Норвегии, отметив первую посадку бомбардировщика на авиабазе над Полярным кругом.
Присутствие четырех стратегических бомбардировщиков недалеко от Баренцева моря, прозванного “Военно-морским задворком России“, вероятно, повысит напряженность в этом районе.
Впервые выпущенный в 1975 году МиГ-31 является заменой аналогично сконфигурированному МиГ-25 ("Foxbat" - Крылан) , скоростному высотному перехватчику, первоначально задуманному в ответ на американский стратегический бомбардировщик XB-70 Valkyrie Mach 3+, который так и не поступил на вооружение. Известность "Крылан" получил 6 сентября 1976 года, когда российский летчик Виктор Беленко перелетел в Японию на МиГ-25. В то время как планер и двигатели остались теми же, что и у оригинального МиГ-31 времен холодной войны, последний вариант , Миг-31БМ, оснащен модернизированной авионикой, новыми жидкокристаллическими дисплеями как в кабинах пилота, так и в кабинах ВСО, улучшенной радиолокацией и способностью достигать максимальной скорости 2,8 Маха (крейсерская скорость составляет М2.3). Новые возможности включают в себя гиперзвуковые ракеты "Кинжал" и даже испытанную возможность запуска небольшого спутника.