Наверное, и через десятки лет после завершения Второй мировой нашего земляка Ивана Васильевича Андрющенко преследовал в тревожных снах грохот орудий. Не в силах человека, который в грозные 40-е дошёл военными дорогами до Берлина, забыть эти пронзительные звуки, сопровождавшие его четыре года. Но вряд ли они способны были заглушить в сознании фронтовика надрывные крики боевых друзей и собственный охрипший в яростных сражениях голос. Хотя ему повезло не только вернуться домой живым, но и выйти из тех ожесточённых боёв под Москвой, на Курско-Орловской дуге, на берегах Днепра и Вислы без единого ранения, он и среди мирной послевоенной тишины до конца своих дней слышал эхо войны.
Вместо мирных орудий - боевые
Появиться на свет Андрющенко довелось на рубеже двух эпох, в 1917-м. Конечно, по малости лет Иван не мог ощутить революционные перемены, а вот голод, нищету, которые сопровождали последующую эпоху гражданских междоусобиц, успел запомнить. Ему, родившемуся в Новопавловке (тогда Клинцовского района) в обычной крестьянской семье, казалось, самой судьбой предначертано посвятить себя созидательному труду на земле. Но жизнь повернула иначе.
В сентябре 1940-го Пугачёвским райвоенкоматом юноша призван в РККА. Хотя к моменту вторжения на нашу территорию гитлеровской Германии он прослужил менее года, считался
Подготовленным бойцом. Поэтому сразу после начала войны младшего лейтенанта Андрющенко назначили командиром огневого взвода 12 батареи 100-й гаубичной артиллерийской Севской Краснознамённой ордена Ленина бригады боевых машин 5-й артиллерийской ордена Суворова дивизии РГК.
В июле-августе 1941-го Ивану довелось сражаться с врагом на Южном фронте, с 10 мая 1943-го – на Центральном. Он был участником знаменитых боёв на Курско-Орловской дуге. В ходатайстве о представлении нашего земляка к ордену Красной Звезды, подписанном руководством 4-го дивизиона капитаном Кривенковым 4 августа 1943-го, отмечено, что Андрющенко проявил себя храбрым и находчивым командиром, его взвод отлично слажен, быстро маневрирует на поле боя, добился автоматизма огневого расчёта в работе, ведения огня с темпом 30-40 секунд выстрел.
В результате этого в период прорыва обороны противника на Орловско-Курском направлении
В районе станции Поныри подразделение выполнило 14 огневых задач – разрушило два блиндажа, подавило батарею противника, а также совершило ряд успешных огневых налётов по скоплению танков и пехоты.
Этого краткого описания героических действий комвзвода оказалось достаточно – уже на следующий день документ был подписал, и наш земляк представлен к ордену. В другом пожелтевшем от времени наградном листе читаем:
«Младший лейтенант Андрющенко Иван Васильевич в боевых действиях по расширению плацдарма на правом берегу Днепра южн. Речицы в период с 26.1 по 12.11.43 г. при прорыве оборонительной полосы противника на рубежах Марс 2-й-Дубровка, Бушатен, Холмечь, ведя огонь своим орудием в составе батареи, подавил огонь 5-и батарей противника, 2-х самоходных орудий, рассеял и частично уничтожил 6 скоплений пехоты и артиллерии противника, чем обеспечил продвижение и занятие д. Бушатен и Искра 1019-м СП 307-й СД». За это сражение комвзвода награждён орденом Отечественной войны II степени.
При прорыве обороны немцев на западном берегу Вислы южнее Пулавы с 26 декабря 1944 года по 14 января 1945-го и в боях по расширению плацдарма на левом берегу Одера с 20 февраля по 30 марта 1945-го теперь уже старший лейтенант Андрющенко, как свидетельствуют архивные документы, снова показал себя стойким, смелым офицером. Командование не могло не отметить, насколько чётко и слаженно действует его взвод. Кроме того, оно обратило внимание, что материальную часть орудия бойцы содержат в исправном состоянии, обеспечивая постоянную боеготовность подразделения, столь необходимую в подобной обстановке.
«Поддерживая наступательные действия частей 47-35 ГА СП в боях с 1 по 25 марта в районе пригорода Каты(?) деревни Горгаст и Рошток огнём своего взвода в составе батареи разрушил 24 кирпичных дома, приспособленных в огневые точки, 1 блиндаж, 1 НП на церкви, подавил 5 опорных пунктов в каменных домах, рассеял и частично уничтожил 5 скоплений мотопехоты и танков противника, чем обеспечил взятие пригорода Кату, дер. Горгаст и Рошток», – зафиксировано в наградных документах Андрющенко.
Награды могут быть красноречивее слов
Продолжая изучать архивы, узнаём другие подробности его фронтовой биографии:
«В бою с 26 по 30 марта 1945 г. по ликвидации окружённой группировки немцев в районе Кострина и взятию крепости Кострин обеспечил наступательные действия 2-го батальона 242-го СП огнём взвода прямой наводкой разрушил стену крепости, проделав в ней 2 прохода и 3 сквозных пробоины, 10 кирпичных домов, приспособленных под огневые точки, 1 блиндаж. Поджёг и взорвал склад с боеприпасами, рассеял и частично уничтожил 2 скопления пехоты противника. По отзыву командира второй батареи 242 СП, взвод своим огнём обеспечил взятие крепости и ликвидацию окружённой группировки».
О боевых потерях Красной армии и взвода Андрющенко в частности в этих документах не сказано. Но за личный вклад в успех наступательной операции в последнем из этих сражений командование отметило нашего земляка орденом Александра Невского, которого удостаивали командиров младшего звена, сумевших выполнить боевую задачу с минимальными материальными, а главное, людскими потерями.
К счастью, там, совсем рядом с рвущимися снарядами, и ему самому удалось избежать встречи с их осколками – увернуться от смерти и даже обойтись без ранений.
В списке его наград также медали «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». По одним только этим названиям можно судить о боевом пути нашего земляка.
Но, стоит сказать, Иван Васильевич был человеком скромным, не кичился своими боевыми заслугами. Когда спустя много лет после войны, в 1980 году, решил передать Пугачёвскому краеведческому музею копии документов о наградах, описывать собственные фронтовые подвиги не стал – о том, как едва ли не с первых дней после нападения гитлеровцев гнал их с нашей земли под грохот орудий до самого их логова, не сказал ни слова. Да и о послевоенной биографии тоже сообщил кратко: до самой пенсии крутил баранку автомобиля.
Н. ТРОФИМОВА
Подписывайтесь на самые свежие новости города Пугачева в социальных сетях, а также заходите к нам на сайт провинциальная-жизнь.рф !