Найти тему
Заметки историка

СССР самая загадочная страна в мире? #2

Детский дом № 8 в Минске, 13 декабря 1946 г. Коллекция Жюльена Брайана
Детский дом № 8 в Минске, 13 декабря 1946 г. Коллекция Жюльена Брайана

Продолжение статьи "СССР самая загадочная страна в мире?"

Этот фотограф известен в Польше своими шокирующими фотографиями оккупированной Варшавы, сделанными им в 1939 году. -Брайан служил на франко-германском фронте во время Первой мировой войны водителем скорой помощи. Он работал в американской организации, перевозившей раненых с фронта в больницы. Полгода водил скорую. Он видел войну собственными глазами. Он надеялся, что после начала вооруженного конфликта приедет в Польшу, сфотографирует войну и уедет. К сожалению, это столкновение выглядело совсем иначе. После начала Второй мировой войны Брайан провел 21 день, фотографируя и снимая осажденный город. Он был заключен в Варшавскую тюрьму и испытал то, что сделали все жители Варшавы. Единственная разница в том, что в какой-то момент во время прекращения огня, организованного специально для того, чтобы иностранные сотрудники дипломатических представительств могли покинуть Варшаву, он пошел с ними, взяв с собой собранный материал. По этой причине уже тогда мир мог видеть, как выглядела Вторая мировая война. - подчеркивает Томаш Стемповски.

Девятилетний мальчик (вероятно, Рышард Паевски) на углу улиц Ольшова и Блашана в Варшаве, 09.1939
Девятилетний мальчик (вероятно, Рышард Паевски) на углу улиц Ольшова и Блашана в Варшаве, 09.1939

Публиковал фотографии из Варшавы в ежемесячных журналах «Лайф» 23 октября 1939 г. и «Взгляд» 5 декабря - декабря 1939 г. Интересно, что отснятые им кадры были использованы при создании фильма «Осада», который был показан в американских кинотеатрах весной 1940 года. Эта картина даже была номинирована на премию «Оскар» в 1941 году за лучший короткометражный документальный фильм.

Дом Союзов - место проведения VII Всемирного конгресса Коминтерна. На фасаде здания лозунг на 14 языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Москва, август 1935 г.
Дом Союзов - место проведения VII Всемирного конгресса Коминтерна. На фасаде здания лозунг на 14 языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Москва, август 1935 г.

Томаш Стемповски добавляет, что Брайан каждый год ездил за границу и посетил много разных стран. Например, в 1937 году он был в нацистской Германии, а в Польше он останавливался много раз в 1930-е годы. В свою очередь, он находился в СССР в 1930-1937 годах, а затем на рубеже 1946 и 1947 годов. В эти регионы он вернулся только в 1956–1959 годах. -Это была его работа. Он был путешественником, режиссером и фотографом, и его работа заключалась в том, что он путешествовал по всему миру - он был в Африке, Азии, Южной Америке и Европе. Его часто нанимали в качестве туристического работника. Так было в Советском Союзе, где он сотрудничал с агентством Open Road Agency, которое сотрудничало с советским агентством «Интурист». Сначала несколько недель проработал гидом, потом месяц и дольше путешествовал по СССР. Фотографировал, снимал фильмы, которые позже, в основном в 1930-е годы, использовал для презентаций во время публичных лекций.. В то время это был очень популярный вид деятельности, потому что не было телевидения, а жанр документального кино не был так развит, как сегодня. Позже он также снимал документальные фильмы, которые продавались различным правительственным и образовательным учреждениям .

Женщины, работающие на строительстве гостиницы "Москва" в Москве, 1935
Женщины, работающие на строительстве гостиницы "Москва" в Москве, 1935

Историк также отмечает, что фотограф во время лекций был взвешен в своих суждениях. - Это не было ни просоветским, ни антисоветским. Это также указывало на некоторые сложные темы. Он говорил, о нехватке продовольствия в Советском Союзе, но он не мог показать это на фотографиях, потому что документировать это было запрещено.

Следует подчеркнуть, что деятельность иностранных фотографов, посещавших СССР, строго контролировалась. Жюльена Брайана не допускали в голодные районы, и поэтому он не мог задокументировать это. Работа режиссеров-документалистов контролировалась, каждый их шаг отслеживался. То же было и с Брайаном. - Приезд иностранных гостей и туристов, приехавших в Советский Союз, строго контролировался. Ему служил весь государственный аппарат и различные институты, занимающиеся этим процессом. Одной из таких организаций было агентство «Интурист», которое контролировало практически весь поток иностранных туристов.Вы можете отправиться в поездку, организованную Интуристом, и приехать в Советский Союз, ни о чем не беспокоясь. У агентства был собственный транспорт, отели, переводчики и гиды. Турист постоянно находился под контролем «Интуриста» и не мог ничего увидеть самостоятельно. Разумеется, использовались заранее подготовленные списки объектов, которые можно было увидеть. Казалось бы, туристам была предоставлена ​​возможность выбрать направление, однако оно было только брендированным, хотя у посетителей могло сложиться впечатление, что они выбирают то, что хотят увидеть. Места в списке должны были показать только положительные стороны Советского Союза. Также был список объектов, которые нельзя было сфотографировать.. В основном речь шла о зданиях, связанных с обороной и промышленностью, но также было запрещено задокументировать, например, проявления голода или других негативных социальных явлений, компрометирующих СССР в глазах мира.

Но это не все. Перед отъездом из СССР все фотографы должны были вернуть негативы, сотрудники агентства проявили фотографии и передали их владельцам. Однако далеко не все они достались фотографам. После проявления фотографии подверглись цензуре.

Синагога в Минске, 14 декабря 1946 г.
Синагога в Минске, 14 декабря 1946 г.

На фотографиях показан лишь фрагмент жизни Советского Союза. Однако внимание Жюльена Брайана было сосредоточено на людях. - Он неоднократно подчеркивал, что хотел показать их не такими, какими хотел бы, а такими, какие они есть на самом деле. У него были потрясающие навыки межличностного общения. Он очень быстро контактировал с людьми.

Брайан, путешествуя по миру, разработал определенную модель освещения событий и сфотографировал темы, которые он считал пробным камнем ситуации в данной стране. Обычно это было образование - снимал школы и детские сады. Он сосредоточился на положении детей и женщин. Фотографу не терпелось показать будни жителей СССР, но не только. - Важной темой, которую он поднял, была религиозная жизнь. Он пытался выяснить, есть ли в этом отношении свобода или нет. Его интересовали широко понимаемые повседневная жизнь, обычаи и развлечения. Он много места уделил представлению культурной жизни, в том числе театра.

Ведь и сегодня фотожурналисты стараются задокументировать то, что происходит в странах, которые сложно назвать свободными, например, в Северной Корее. Интересно, как они справляются с трудностями, с которыми столкнулся американский фотограф много лет назад?