Продолжение статьи "СССР самая загадочная страна в мире?"
Этот фотограф известен в Польше своими шокирующими фотографиями оккупированной Варшавы, сделанными им в 1939 году. -Брайан служил на франко-германском фронте во время Первой мировой войны водителем скорой помощи. Он работал в американской организации, перевозившей раненых с фронта в больницы. Полгода водил скорую. Он видел войну собственными глазами. Он надеялся, что после начала вооруженного конфликта приедет в Польшу, сфотографирует войну и уедет. К сожалению, это столкновение выглядело совсем иначе. После начала Второй мировой войны Брайан провел 21 день, фотографируя и снимая осажденный город. Он был заключен в Варшавскую тюрьму и испытал то, что сделали все жители Варшавы. Единственная разница в том, что в какой-то момент во время прекращения огня, организованного специально для того, чтобы иностранные сотрудники дипломатических представительств могли покинуть Варшаву, он пошел с ними, взяв с собой собранный материал. По этой причине уже тогда мир мог видеть, как выглядела Вторая мировая война. - подчеркивает Томаш Стемповски.
Публиковал фотографии из Варшавы в ежемесячных журналах «Лайф» 23 октября 1939 г. и «Взгляд» 5 декабря - декабря 1939 г. Интересно, что отснятые им кадры были использованы при создании фильма «Осада», который был показан в американских кинотеатрах весной 1940 года. Эта картина даже была номинирована на премию «Оскар» в 1941 году за лучший короткометражный документальный фильм.
Томаш Стемповски добавляет, что Брайан каждый год ездил за границу и посетил много разных стран. Например, в 1937 году он был в нацистской Германии, а в Польше он останавливался много раз в 1930-е годы. В свою очередь, он находился в СССР в 1930-1937 годах, а затем на рубеже 1946 и 1947 годов. В эти регионы он вернулся только в 1956–1959 годах. -Это была его работа. Он был путешественником, режиссером и фотографом, и его работа заключалась в том, что он путешествовал по всему миру - он был в Африке, Азии, Южной Америке и Европе. Его часто нанимали в качестве туристического работника. Так было в Советском Союзе, где он сотрудничал с агентством Open Road Agency, которое сотрудничало с советским агентством «Интурист». Сначала несколько недель проработал гидом, потом месяц и дольше путешествовал по СССР. Фотографировал, снимал фильмы, которые позже, в основном в 1930-е годы, использовал для презентаций во время публичных лекций.. В то время это был очень популярный вид деятельности, потому что не было телевидения, а жанр документального кино не был так развит, как сегодня. Позже он также снимал документальные фильмы, которые продавались различным правительственным и образовательным учреждениям .
Историк также отмечает, что фотограф во время лекций был взвешен в своих суждениях. - Это не было ни просоветским, ни антисоветским. Это также указывало на некоторые сложные темы. Он говорил, о нехватке продовольствия в Советском Союзе, но он не мог показать это на фотографиях, потому что документировать это было запрещено.
Следует подчеркнуть, что деятельность иностранных фотографов, посещавших СССР, строго контролировалась. Жюльена Брайана не допускали в голодные районы, и поэтому он не мог задокументировать это. Работа режиссеров-документалистов контролировалась, каждый их шаг отслеживался. То же было и с Брайаном. - Приезд иностранных гостей и туристов, приехавших в Советский Союз, строго контролировался. Ему служил весь государственный аппарат и различные институты, занимающиеся этим процессом. Одной из таких организаций было агентство «Интурист», которое контролировало практически весь поток иностранных туристов.Вы можете отправиться в поездку, организованную Интуристом, и приехать в Советский Союз, ни о чем не беспокоясь. У агентства был собственный транспорт, отели, переводчики и гиды. Турист постоянно находился под контролем «Интуриста» и не мог ничего увидеть самостоятельно. Разумеется, использовались заранее подготовленные списки объектов, которые можно было увидеть. Казалось бы, туристам была предоставлена возможность выбрать направление, однако оно было только брендированным, хотя у посетителей могло сложиться впечатление, что они выбирают то, что хотят увидеть. Места в списке должны были показать только положительные стороны Советского Союза. Также был список объектов, которые нельзя было сфотографировать.. В основном речь шла о зданиях, связанных с обороной и промышленностью, но также было запрещено задокументировать, например, проявления голода или других негативных социальных явлений, компрометирующих СССР в глазах мира.
Но это не все. Перед отъездом из СССР все фотографы должны были вернуть негативы, сотрудники агентства проявили фотографии и передали их владельцам. Однако далеко не все они достались фотографам. После проявления фотографии подверглись цензуре.
На фотографиях показан лишь фрагмент жизни Советского Союза. Однако внимание Жюльена Брайана было сосредоточено на людях. - Он неоднократно подчеркивал, что хотел показать их не такими, какими хотел бы, а такими, какие они есть на самом деле. У него были потрясающие навыки межличностного общения. Он очень быстро контактировал с людьми.
Брайан, путешествуя по миру, разработал определенную модель освещения событий и сфотографировал темы, которые он считал пробным камнем ситуации в данной стране. Обычно это было образование - снимал школы и детские сады. Он сосредоточился на положении детей и женщин. Фотографу не терпелось показать будни жителей СССР, но не только. - Важной темой, которую он поднял, была религиозная жизнь. Он пытался выяснить, есть ли в этом отношении свобода или нет. Его интересовали широко понимаемые повседневная жизнь, обычаи и развлечения. Он много места уделил представлению культурной жизни, в том числе театра.
Ведь и сегодня фотожурналисты стараются задокументировать то, что происходит в странах, которые сложно назвать свободными, например, в Северной Корее. Интересно, как они справляются с трудностями, с которыми столкнулся американский фотограф много лет назад?