Как известно, перед началом Своего общественного служения Иисус Христос уходил на 40 дней в пустыню. Там он постился и укреплялся для выполнения Своей миссии по спасению людей.
А в конце этого периода Ему противостал сам дьявол со своими искушениями. Цель этих искушений была – помешать Спасителю мира выполнить то, ради чего Он пришел на эту погибающую землю.
Давайте присмотримся, как об этом говорится в Евангелии от Матфея и последовательно разберем каждое искушение – что они означают для каждого из нас.
«Тогда возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола,
И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Мф. 3. 1-4.
Итак, первое искушение, так называемое – «искушение хлебами». Христос, несмотря на естественный голод после 40-дневного поста, отвергает его. Причем, возвещает глубокую духовную истину: человек живет не только «хлебом», но и «словом». «Словом», которое исходит от Бога и предназначено для питания его души, как хлеб предназначен для питания тела.
Увы – уже на этом искушении преткнулось большинство наших современников. Какое «слово»!.. Слова – это «болтовня»!.. Нам, кроме «хлеба», ничего больше не нужно. Причем, ладно бы «хлеба» - тут наверно даже дьявол удивляется, чего только не придумал себе человек под видом «хлеба» своей жизни. А для того, чтобы все это удовлетворить, нужны деньги.
Вот и стала погоня за деньгами – главным жизненным устремлением большинства россиян, как собственно и большинства жителей земли.
Увы – дьявол может праздновать победу уже на первом своем искушении. Ему не удалось соблазнить Сына Божия, зато «сыны человеческие» попадают в него с легкостью мотыльком, летящих на пламя свечи. Нажить комфорт и благосостояние, стать богатыми – вот что нам нужно – какие там «слова Божии»?
И никто старается не слышать «слова» Иисуса Христа о богатстве: «истинно, истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» Мф. 19. 23.
Какое там «Царство Небесное» - это все вилами по воде писано. А вот деньги и богатство – вещи реальные, к ним и надо стремиться…
Увы, дьяволу можно было бы успокоиться уже на этом искушении. Большинство людей уже в его сетях.
Однако проследим дальше за его искушениями Иисуса Христа.
«Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».
Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Мф. 4. 5-7.
Что ж, Христу не надо было никаких чудес от Бога, хотя как истинный Сын Божий, уж наверно, Он мог бы ожидать их от Своего Отца.
А вот некоторым людям, что называется, чудеса вынь да положь – да на блюдечке с голубой каемочкой. Без этого они ни за что не поверят в истинность христианства.
Увы – те, кто не попались на первое искушение, легко ловятся на второе. Богатство как таковое их не очень привлекает – оно или приелось уже, или эти люди считают себя настолько «духовными», что презирают большинство людей, которые за этим богатством гоняются.
Им не богатства – им чудес подавай. Без них скучно и неинтересно жить, да и верить они ни во что не будут. Им не «материальное», им «духовное» подавай.
И невдомек нам, всем кто так рассуждает, что «чудеса» - тоже вполне «материальное» явление. Что все чудеса, происходящие вне веры и вне христианской жизни – ничто иное как проявление дьявольской «материальности», ибо только Дух Божий обладает истинной духовностью.
Но нам на это наплевать – мы гоняемся за чудесами (как пел когда-то Юрий Антонов: «мы все спешим за чудесами»), подпадая под проклятие искушения Самого Бога: «не искушай Господа Бога твоего».
Что ж, казалось бы, на этом можно было бы остановиться, но – есть еще и третье искушение, в силки которого попадают все, кто не бьется в сетях предыдущих.
«Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их,
И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Мф. 8-10.
Господь Иисус обозначил здесь одну из самых главных духовных истин: Он Сам служил и поклонялся Богу, и соответственно - то же самое заповедал людям.
Но, как и в предыдущих случаях, нам, разумеется, Христос не указ. Нам наплевать и на эти «слова Божьи». Потому большинство из нас, оказавшись на месте Христа, не просто бы стали облизываться, а тут же кинулись бы в объятия дьявола.
Впрочем, и без этой визуальной картинки, в духовном смысле так и происходит. Люди, объевшиеся богатством и скептически относящиеся к «чудесам», рвутся во власть. Вот – она настоящая «золотая жила» жизни! Вот где главное ее удовольствие и наслаждение!
Подняться над подобными тебе «двуногими» и повелевать ими по своему разумению – что может быть слаще и приятнее?
Вот и рвутся толпы во власть – в депутатские и чиновничьи кресла. А дорвавшись до них, совмещают в себе все «прелести» предыдущих искушений – гребут деньги всеми правдами и неправдами и получают на них все «чудеса» и «прелести» материальной жизни.
И это уже не смешно, и даже не грустно.
Что ж – подведем итог. Христос прошел все дьявольские искушения, как соблазны этого материального мира – в пользу мира духовного и для духовного служения Богу.
А вот мы, люди, за исключением малых единиц, святых и подвижников, засвидетельствованных опытом Церкви, с ходу так и вляпываемся в эти материальные ловушки. Не в одно, так в другое, не в другое – так в третье.
А все потому, что нам подавай «материальное», а «духовное» нам не нужно. Увы – мы, к сожалению, забываем, что только «дух есть жизнь», а все, что вне него, – лишь временный тлен, который, как и положено тлену, рано или поздно рассыпается в прах.
И заставляем ухмыляться дьявола, который, обжегшись на Иисусе Христе, теперь отыгрывается на нас по полной программе.