Автор: nekojiru.
Если мы собираемся в гости к Нико Пиросмани (Николаю Аслановичу Пиросманашвили), то нам стоит прихватить с собой бутылку грузинского вина, вот только неизвестно, где найти этого художника-скитальца, ведь дома в привычном нам понимании, у него никогда не было. Почти никогда.
Он был самым младшим ребенком в семье Аслана и Текле Пиросманашвили. Из родного села Мирзаани семья Пиросманашвили перебралась в село Шулавери, где Аслан устроился в хозяйство Эпросине Калантаровой смотреть за виноградниками. В 1870 году умирают по очереди старший брат, отец и мать, 8-летний Нико остается сиротой. Какое-то время он прожил у Калантаровой в Шулавери, а потом перебрался вместе с ее сыном Георгием в Тифлис.
Нико Пиросмани пробовал себя в разных профессиях: работал в типографской мастерской, четыре года был тормозным кондуктором на железной дороге, вместе с компаньоном, Димитрой Алугишвили, открыл молочную лавку. Но ни в одном из этих предприятий он не достиг успеха. Его обвиняли в отсутствии дисциплины, в абсолютной непрактичности и необязательности.
Часто именно компаньона, Димитру Алугишвили, обвиняют в том, что он отобрал успешное дело у наивного Пиросмани, но вряд ли это было так. К этому времени относиться и романтическая легенда о “миллионе алых роз”: якобы Пиросмани, влюбившись без ума в актрису (или певичку) Маргариту, продал свою долю в молочной лавке и купил на вырученные средства “целое море цветов”. Такая прекрасная романтическая история осталась увековеченной благодаря очеркам Константина Паустовского и Виктора Шкловского, но вряд ли она имела реальные основания. К своему разорению Пиросманашвили шел сам: его мало интересовала практическая сторона жизни. Многие его современники отмечали, что Нико Пиросмани не от мира сего.
Примерно с 1900 года Пиросмани начинает зарабатывать себе на жизнь рисуя вывески для духанов (питейных заведений). Правда “зарабатывать” - это громко сказано, оставшиеся 18 лет своей жизни Нико Пиросмани провел скитаясь из одного трактира к другому, владельцы которых предоставляли ему за создание вывесок еду и ночлег. С кем-то у него складывались приятельские, даже дружеские отношения, но ни у кого Пиросманашвили, не смотря ни на какие уговоры, не остался навсегда.
Зачастую Пиросмани писал свои картины на черной клеенке, черный фон его работ - это не краска, а цвет самого материала, который был не только живописен, но и хорошо удерживал краску.
Нико Пиросмани был кахетинцем, а Кахетия - сердце грузинского виноделия, и вино сопровождало художника всю его жизнь. Вину, виноделию и грузинским застольям посвящены многие его работы. Чтобы порадовать Пиросмани, к столу прихватим бутылочку кахетинского.
Кстати, в Кахетии был принят особый способ приготовления вина, который отражен в картине "Два грузина у марани". В центре композиции расположен сосуд - квеври. Поздней осенью в него заливали виноградный сок вместе с мезгой , затем квеври по горловину закапывали в землю, запечатывали и оставляли бродить до весны. Согласно археологическим исследованиям, таким образом вино изготовляли в районе села Шулавери, еще в VI веке до нашей эры.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также:
Вино для художника. Якоб Йорданс