Эксперимент «Эффект предвзятости» 🤓
Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые дети более успешны в школе? Оказывается, ещё в 1968 году провели эксперимент, который кое-что объясняет.
В 1968 году американские психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон решили провести эксперимент. Они пришли в одну из школ Сан-Франциско в самом начале учебного года, чтобы определить уровень интеллекта учащихся.
В каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» — заверили учителей Якобсон и Розенталь.
У педагогов был повод для удивления, ведь ученики, которых выбрали знаменитые психологи, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» - рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов. Между тем, «более перспективных» учащихся психологи выбрали абсолютно случайно!
В конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в эту школу, чтобы измерить коэффициент интеллекта учеников. Они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!
Эксперимент доказал, что человек получает то, во что верит. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов.