Автор: nekojiru.
Чтобы попасть в гости в Якобу Йордансу, мы отправимся во Фландрию. Сегодня большая часть исторической Фландрии принадлежит Бельгии, но в XVII веке, когда жил художник, фламандские земли подчинялись испанской короне. Фламандское жизнелюбие породило уникальный национальный вариант стиля барокко во главе с Питером Паулем Рубенсом. Такие известные художники как Антонис Ван Дейк, Франс Снейдерс, Якоб Йорданс продолжили положенную Рубенсом традицию.
Якоб Йорданс прожил большую жизнь - 85 лет, во второй половине которой (а точнее в 1645 году, художнику тогда уже было за 50), он, как водится, задумался о душе. И сделал это радикально - перешел из католицизма в кальвинизм. Кальвинизм - ветвь протестантизма резко осуждающая любовь к роскоши, чрезмерности и всяким телесным удовольствиям. Давайте успеем заглянуть к Йордансу до 1645 года.
Фламандцы любили хорошо покутить, но в творчестве Йорданса особое место занимает праздник Богоявление, который католическая церковь отмечает 6 января. В этот день во Фландрии устраивали бурные пиршества во главе с Бобовым королем. Пышные богослужения и веселые гуляния по этому поводу были неотъемлемой частью фламандской жизни. После посещения церкви и соблюдения всех положенных ритуалов, фламандцы возвращались домой и делили пирог, в который предварительно был запечен боб. Тот счастливчик, кому этот боб доставался, объявлялся Бобовым королем.
Его обязанности были легки и приятны - периодически провозглашать тост “Король пьет!” и пить вместе со своей свитой. Это застольное развлечение было популярно и среди простых людей, и среди знати. Причем настолько популярно, что в 30-е годы XVII века Йорданс выполняет несколько заказов с этим сюжетом. Картина “Бобовый король” 1638 года есть и в Эрмитаже.
Любовь фламандцев к праздникам совершенно не разделяли испанцы, но и не могли ничего поделать. Кардинал-инфант Фердинанд, наместник Испанских Нидерландов, писал своему брату, королю Филиппу IV:
“Вчера здесь был большой праздник, называемый кермесса, длинная процессия со множеством триумфальных колесниц; по-моему, она лучше, чем в Брюсселе. Когда она кончилась, все пошли есть и пить без меры, чтобы напиться допьяна. Без этого здесь не обходится ни один праздник. Поистине в этих местах люди живут, как скоты.”
Неизвестно, что же за вино льется рекой на картинах Якоба Йорданса, написанных в XVII веке, но несмотря на испанское завоевание в 1585 году и военные действия на территории Фландрии, изданный в 1580 году буклет “Предписание Бахуса” (Het mandement van Bacchus) можно считать достаточно информативным. Небольшая восьмистраничная брошюра неизвестного автора была пародией на судебную повестку, в которой бог виноделия призывает своих подданных явиться в “суды”, т.е. пабы. В брошюре упоминается 92 питейных заведения Антверпена, а также перечисляются 32 сорта вина и 30 сортов пива.
В то время в Антверпене можно было попробовать вина из долины Рейна в Германии, средиземноморские, например, мальвазию. Это сладкое, похожее на ликёр, вино с греческих островов. Поставлялись в Антверпен и французские вина из Гаскони, Эльзаса, Анжу, Пуату и Бургундии.
Конечно, Якоб Йорданс в 1630-е годы был уже состоятельным и уважаемым мастером, имевшим множество заказов, поэтому к его столу, наверно, стоит прихватить бутылочку “импортного” вина, но герои его картин, бурно отмечающие Богоявление, злоупотребляли скорее всего местным вином. В “Предписание Бахуса” упоминаются вина из провинции Брабант: из Лёвена, Арсхота и… Хугардена. Эти названия сегодня нам известны преимущественно из-за пива, но в XVI веке на этих землях делали и вино. Бахусу по вкусу пришлось лишь несколько сладких вин с холма Розелберг и «Герцогское вино» (Tsertogen wijn) из Лёвена.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ так же: