Дислексия у детей – это расстройство, характеризующееся трудностями в обучении чтению и письму. Несмотря на соблюдение всех требований и условий, у детей проблемы с чтением и письмом всё же возникают. Почему?
Причины
Причины дислексии до конца не изучены. Однако были описаны многие особенности, которые отличают дислексиков от недислексиков, в том числе различное распределение мозговой активности при выполнении простых языковых упражнений. Эта информация однозначно подтверждает, что дислексия у детей имеет биологическую основу.
Типы
Дислексия – это термин, который обычно применяют ко взрослым или, по крайней мере, к подросткам. В случае детей в возрасте до 10 лет встречаются так называемые дислексии развития. Дислексия развития включает несколько типов расстройств. К ним относятся:
- дислексия – понимаются как трудности с чтением, проявляющиеся как нарушениями темпа и техники чтения, так и уровня понимания содержания;
- дизортография – трудности в овладении правильным правописанием, орфографические ошибки, несмотря на знание правил правописания;
- дисграфия – низкая графичность шрифта, однобокие буквы, их разный размер и неправильное расположение в строках;
- дискалькулия – проблемы с понятием числа, сравнением количества наборов, выполнением математических расчетов.
Симптомы
Обучение маленького ребёнка чтению часто происходит медленно. Однако от этого не следует расстраиваться. Ребёнок только заучивает буквы и учится складывать из них значимые слова. Обучение чтению и письму у шестилетнего ребёнка должно проходить одновременно с пониманием содержания. Если ваш ребёнок не понимает, что он читает, или ему сложно складывать буквы в слова и слова в предложения, вы можете подозревать дислексию.
Диагностика и лечение
Дислексия в разной степени встречается у десятка или около того процентов населения. Дислексия – неизлечимое заболевание. Люди им страдают всю свою жизнь. Поэтому важно практиковать различные стратегии управления, чтобы дислексия не мешала повседневной жизни. В этом должна помочь педагогическая терапия. Чем раньше это начнётся, тем лучше для ребёнка.
Симптомы, означающие дислексию, можно обнаружить уже у дошкольников, но достоверный диагноз можно поставить только после 10 лет. Дети старше 10 лет со стойкими симптомами дислексии должны быть направлены на обследование в психолого-педагогический консультационный центр. Только тогда можно однозначно диагностировать дислексию.
Детей с риском дислексии должны выявлять учителя в школе или детском саду. Учителя должны иметь возможность сравнивать способности ребёнка с достижениями его или её сверстников. Ребёнка с риском дислексии следует диагностировать, а затем лечить. Дети с диагностированной дислексией могут обратиться за заключением о корректировке условий обследования с учётом дисфункции учащегося.
Чем раньше будет обнаружена и диагностирована дислексия, тем легче ей противодействовать. Оптимальный вариант для детей – выявить риск дислексии в детском саду, не позднее 1-го класса, и направить их в дополнительные коррекционно-компенсирующие классы.