Найти в Дзене
Великолепный век

Лука из сериала "Великолепный Век"

Впервые Лука появляется в воспоминаниях Хюррем . Они собираются обручиться в церкви, но этому мешают татары, напавшие на деревню, где живут влюбленные. Они похищают Хюррем, а Лука бесследно исчезает.
Лука узнает Александру
Позже, в 14 серии, Лука неожиданно появляется на базаре. Он знакомится с Матракчи и вскоре попадает во дворец Хатидже Султан и Ибрагима , который должны отреставрировать.
Оглавление

Впервые Лука появляется в воспоминаниях Хюррем . Они собираются обручиться в церкви, но этому мешают татары, напавшие на деревню, где живут влюбленные. Они похищают Хюррем, а Лука бесследно исчезает.

Лука узнает Александру
Лука узнает Александру

Позже, в 14 серии, Лука неожиданно появляется на базаре. Он знакомится с Матракчи и вскоре попадает во дворец Хатидже Султан и Ибрагима , который должны отреставрировать. Паша, восхищенный работами молодого человека, решает доверить ему роспись потолков в европейском стиле. Матракчи очень рад успеху нового друга, но самого Луку интересует только его невеста, Александра, вслед за которой он и приехал в столицу Империи. Длительные поиски девушки оказываются бесплодными, как вдруг во время визита султанш во дворец художнику начинает казаться, что когда-то он уже слышал голос одной из них. Однако по исламским традициям мужчинам запрещено смотреть на женщин из семьи правителя, и потому молодому человеку остается только строить предположения.

Лука передает Нигяр письмо
Лука передает Нигяр письмо

Лука с успехом расписывает стены дворца Ибрагима, и у того появляется блестящая мысль приказать художнику написать портрет самого Сулеймана . Падишах поддерживает эту идею, но с условием, что если ему не понравится изображение, мастера казнят. В саду дворца Лука делает первые наброски лица правителя, как вдруг туда же приходит жена Сулеймана Хюррем Султан с сообщением о новой беременности. Невольно обернувшись, юноша узнает в ней свою Александру.

С этого момента для молодого человека рушится мир: его невеста — султанша, мать детей повелителя. Но несмотря на это Лука не может смириться с потерей и продолжает рисовать портрет. На ужине во дворце Ибрагима визирь с позволения султана решает представить художника правящей семье. Хюррем наконец видит бывшего жениха и теряет сознание — она была уверена, что друг детства погиб. Луке же тем временем дают новое поручение — нарисовать портрет султана и его Хасеки. Молодой человек приступает к работе и встречается с Хюррем, которая умоляет его уехать на родину, зная, что если об их совместном прошлом узнают, их обоих казнят. Забыв о портрете, Лука собирается последовать велению любимой, когда начинается бунт янычар. Вместе с Хюррем, Матракчи, Хатидже и детьми молодой человек скрывается во дворце Ибрагима и помогает султанше, упавшей с лестницы, но и сам оказывается серьёзно ранен.

Лука и Хюррем — жертвы Ибрагима
Лука и Хюррем — жертвы Ибрагима

Вернувшись из Эдирне, султан благодарит Луку за спасение своей семьи, а Ибрагим устраивает его на работу в дворцовую мастерскую, где художник наконец заканчивает портрет Хюррем и Сулеймана. Другие мастера недовольны таким оборотом событий, а мастеру Ахмеду Челеби вообще не нравится сама затея падишаха и его визиря. Лука старается сохранять хорошие отношения со всеми, а после окончания портрета и вовсе пытается заняться миниатюрой. Бывшая невеста просит его уехать и даже предлагает золото, но он отказывается от денег. Молодые люди общаются посредством писем, которые передает Нигяр Калфа . Умеющая читать по-русски, женщина узнает тайну художника, но не рассказывает никому о своем открытии. Закончив портреты, Лука решается покинуть Стамбул, но просит Александру в последний раз встретиться с ним. Однако записка с его просьбой попадает в руки Ибрагима, и тот узнает о совместном прошлом его и Хюррем. Паша хочет схватить возлюбленных, но Хюррем не приходит на встречу, и Паргалы бросает в темницу своего дворца только Луку. Там наивный художник рассказывает Ибрагиму правду. Но паша не собирается упускать такой шанс. Пригласив Хюррем к себе, он сводит её и Луку в пустой комнате и поливает ядом миску с лукумом, поставив жесткий ультиматум: из комнаты живым выйдет только один из них. Художник, которому жизнь уже не нужна, съедает отравленный лукум на глазах любимой и умирает. Его тело по приказу паши бросают в Босфор.

Однако на этом история несчастного художника не заканчивается. Спустя много лет его дневник, оставшийся у Ибрагима, попадает в руки Махидевран Султан , а от неё к Валиде , и Хюррем приходится на коленях доказывать свою невиновность и умолять мать султана пощадить её...

Характер

"Я уже давно умер. Меня убило расстояние, Александра." - Слова Луки.

Лука — невероятно талантливый художник. Это становится видно уже по одним наброскам, и Матракчи и Ибрагим сразу понимают, что перед ними мастер своего дела. Умение придать картинам особый вид и в достаточно короткое время исполнить заказ выделяют его среди других и вызывают зависть у османских мастеров.

Но в первую очередь, художник — бесконечно добрый, простоватый и наивный человек, не глупый, но оказавшийся игрушкой в руках сильных мира сего. Он родился крестьянином и верит в такие истины, как Дружба и Любовь. «Предательство» что Александры, что Ибрагима становится для него настоящим ударом, ведь он не мог даже подумать, что любимая (и любящая) женщина может выйти за другого, а человек, с участием слушающий рассказ о жизни, убить. Но в Стамбуле Луке приходится столкнуться с тем, что мир куда более жесток, чем он мог себе представить, и это доставляет ему огромные страдания.

Но при всей наивности Луки он верный и мужественный человек. Не думая об опасностях дальнего пути, он отправляется в другое государство на помощь невесте. Даже узнав о том, кто теперь Александра, Лука не злится на нее и не ненавидит за предательство — напротив, перед смертью он искренне просит прощения за то, что своими действиями подверг ее опасности. Кроме того, во время бунта художник демонстрирует храбрость и выдержку, спасая Хюррем, Хатидже и детей от янычар. Да и добровольно съев отравленный лукум, молодой человек показал истинное благородство и способность пожертвовать собой ради другого.

Отношения

-4

Сулеймана и Ибрагима Лука глубоко почитает и уважает. Они для него — султан и его визирь, могущественные люди, приказы которых надо беспрекословно исполнять. В падишахе художник не видит соперника, и если его любимая выбрала его, значит, такова судьба, и ей будет лучше с правителем османов. Ибрагим же становится для молодого человека чуть ли не другом, и потому жестокие действия последнего после разговора в темнице становятся для Луки крайне неожиданными.

Единственной возлюбленной Луки является Александра , и даже в могущественной госпоже Хюррем Султан он видит именно ту девочку, которая бегала с ним по лесам и полям и боялась строгого отца. Художник любит свою невесту, любит с нежностью и отчаянием, готовый броситься в огонь ради нее. Лука верен Александре, не думая об опасностях, он кидается на ее поиски, чтобы спасти любимую из рук варваров. Даже узнав, что его любовь безответна, художник не может винить в этом бывшую невесту и принимает ее выбор, по-прежнему пытаясь защитить от всего. Он не берет её денег, потому что ему ничего от нее не нужно, но это не обида, а желание ничем не навредить возлюбленной. Лука действительно боится, что из-за него могут произойти какие-либо неприятности, и потому неоднократно просит Ибрагима отпустить его на родину. В последние минуты жизни молодой человек демонстрирует истинное душевное благородство: он действительно отдает свою жизни ради того, чтобы жила его любимая.

-5

Что касается Матракчи , то Лука видит в нем друга и товарища. Именно Матракчи знакомит молодого человека с Ибрагимом и именно он рассказывает ему о традициях Османской Империи. Но даже с ним — человеком, искренне к художнику привязанным — Лука не может поделиться своими печалями. С начала он спрашивает у Насуха, где может найти Александру, но после поразительного открытия больше не упоминает о пропавшей невесте, опасаясь, что печальный рассказ может привести к неприятным последствиям в первую очередь для бывшей возлюбленной.

Кроме вышеперечисленных Лука общается в Стамбуле с художниками мастерской, которые явно недолюбливают славянского мастера. Конечно, немалую роль играет тут и зависть к недюжинному таланту молодого человека, но в целом они не могут понять, почему султан решил написать собственный портрет и почему позвал для этого чужестранца. Да и европейская манера письма не нравится османским живописцам. Однако сам Лука мало обращает внимания на все эти разговоры, так как просто исполняет работу, порученную ему вышестоящими людьми.

Самой большой претензией у поклонников сериала «Великолепный век» к Ибрагиму является, пожалуй, его поступок по отношению к художнику Луке, когда вскрылось его давнее романтическое знакомство с Хюррем в прошлом и настойчивые попытки возобновить его в настоящем. Главный упрек Ибрагиму – почему он поставил Хюррем перед таким страшным выбором: отведать отравленный лукум самой или предложить его ее бывшему возлюбленному Луке. Вот ведь какой плохой, какой подлый… А давайте попробуем посмотреть на всю эту историю глазами Ибрагима, а потом уже будем выносить нравственные вердикты.

-6

Для того, чтобы понять мотивы Великого визиря, вернемся на несколько дней раньше до того трагического дня с лукумом.

Только-только случилась история с русскими наложницами, когда Хюррем поставила Сулейману ультиматум: «или я или они». Она была весьма эффектна, убедительна, действовала решительно, не побоялась вложить в руки султана окропленный собственной кровью кинжал и попросить прервать ее мучения. В общем, султан, отродясь такое не видывавший и слыхом о таком слыхавший, был впечатлён. Русскую девушку он прогнал, так и не увидав, и крепко задумался. А на следующий день, обсуждая происшествие с Ибрагимом, сказал следующее.

-7

« Ибрагим, я управляю миром на трех континентах, но оказалось мне сложно управлять любимой, которая поднимает восстание в знак своей любви. И такое восстание невозможно погасить, не пойдя на некоторые уступки. Не думал, что могу потерять Хюррем. Она меня так сильно любит, что готова была проститься с собственной жизнью. Я хотел понять, столь же сильна моя любовь? Нет! Но сегодня в мое сердце вновь вошла любовь».

В этом монологе два ключевых момента. Просто запомним их, как запомнил Ибрагим.

1) Хюррем способна расстаться с жизнью из-за любви ( кстати, дети тут почему-то ни разу ей в этом не помеха – прим. автора)

2) В сердце Повелителя вновь вошла любовь ( и разбивать это сердце Ибрагиму вовсе не хотелось – прим. автора).

-8

Буквально на следующий день Ибрагим застукивает Нигяр за работой почтового голубя, носящего туда-сюда записки между Хюррем и Лукой, и... опешивает от открывшегося ему небывалого вероломства. Даже злейшим врагам Хюррем такое не могло прийти в голову.

-9

«Александра, моя любимая с ангельским ликом. Как ты хотела, я уезжаю домой. Уезжаю в родные края, где родилась наша любовь. Но позволь мне перед отъездом увидеть тебя в последний раз. Сделай ради меня хотя бы это. Не откажи человеку, который будет любить и оплакивать тебя на протяжении всей своей жизни. Жду тебя завтра в дворцовом саду у фонтана».

Представьте, какие картины воскресли и пронеслись перед глазами Ибрагима! Чересчур смелая и предприимчивая девица, которая выкрикивает имя Повелителя, зазывный танец и фиолетовый платок, все ее поведение, наглёж с требованием посторониться ему самому и, наконец, сплошные угрозы.

-10

А теперь эта преступная любовная переписка с художником, по-видимому, любовником из прежней жизни, который каким-то хитроумным образом пробрался во дворец… Так вот какое оно - истинное лицо Хюррем!!! То, что не могло никак быть доказанным наконец-то получило свое подтверждение!

«Я поймал тебя, Хюррем! Я поймал тебя!»

Но как быть с Повелителем? Он же так уверен в её любви! Настолько, что даже верит в то, что Хюррем способна расстаться с жизнью ради любви к нему. Представляете, какой чудовищно лицемерной должна была тогда показаться Ибрагиму Хюррем. И вообще, со стороны это все тянет на преступный умысел, посягающий на честь Повелителя.

Ошарашенный таким открытием Ибрагим идет к султану, который в это время читает Платона.

Сулейман : «Ибрагим, смотри, что Платон говорит. «Первейшее и самое страшное из зол – это оставить всякую несправедливость безнаказанной». Ты с этим согласен?

Ибрагим : «Государь, ни одно преступление или злодеяние не скроется от вашего взора».

Сулейман : "А что с теми, что я не видел, Ибрагим? И о которых не слышал?»

Ибрагим: «Они будут лежать на моей совести, Повелитель» .

Сулейман : «Не забывай об этом».

Вот такой пролог к стремительно развивающейся развязке с художником. Как сказать Повелителю о таком предательстве? Это ведь не просто разобьет его сердце, но и страшно унизит его. Пусть же оно останется скрытым от Повелителя, но при этом не останется безнаказанным. И теперь это дело целиком на совести Ибрагима.

Напомним, что для него Лука – человек с улицы, никто. Это безвестный художник, которого Великий визирь нанял, чтобы сделать росписи в своем дворце – не друг, не сват и не брат. Представьте, какими глазами после всего открывшегося он смотрит на Луку. Он же знает от Матракчи, что тот всё искал какую-то возлюбленную. Выходит, нашел.

Для паши всё это выглядит как явный умысел, использование его самого в качестве пропуска во дворец. И никакое хорошее отношение и благодарность за защиту жены во время бунта, не спасут Луку, когда задета честь Повелителя. И даже если то, что Лука говорит, правда, то что это меняет? Падишах доверил художнику свое сокровенное, а тот воспользовался этим. В конце концов, он мужчина и должен отвечать за свои поступки.

А вот что делать с Хюррем? Неприязнь Ибрагима к Хюррем лишь немногим уступает её ненависти к нему. Конечно, он с удовольствием избавился бы от нее, как от какой-то неотвязной напасти, с самого начала агрессивно зациклившейся на нем.

В памяти Ибрагима настойчиво всплывает ее последняя угроза: « Учти, ведь недолго и упасть с высоты, на которую ты взошел, паша. Особенно, если я тебе помогу».

Угрозы, угрозы, угрозы… И вот теперь ее жизнь в его руках… Если доложить обо всем Повелителю и предъявить Луку, то Хюррем конец. Повелитель в таком деле может вынести лишь один-единственный приговор – смерть. Соблазн велик. Но ведь реакция Падишаха может быть фатальной и для детей, не говоря уже о его собственном разбитом сердце и позоре, который ему, и как Повелителю и как мужчине, придется пережить. Одно дело пугать этим Хюррем, и другое - реально решиться на такое. Предать дело огласке через кадия и того хуже – это значит, публично унизить Повелителя. Нет, все, что может ударить по Повелителю, точно не годится.

Надо что-то решать, но что?..

Так пусть же сама Хюррем и решает. Пусть приходит и сама решает свою судьбу и судьбу своего бывшего возлюбленного. Бывшего ли? Один Аллах ведает, что у них там было на самом деле. Что если она по-прежнему любит этого своего земляка Луку? Готова ли она ради него расстаться с жизнью так же, как еще вчера уверяла в том Повелителя. Нет, однозначно не готова, иначе, не приведи Аллах, во дворце Великого визиря окажется бездыханное тело любимой наложницы падишаха со всеми вытекающими для паши последствиями. Нет-нет, исключено - травить себя ради любовника Хюррем точно не будет. Но проверить не мешало бы.

Вот и посмотрим, как она поступит. Если же это не любовь, а лишь блажь и прихоть, то пускай сама вынесет приговор своему обреченному возлюбленному и сама же приведет его в исполнение, ибо для нее сейчас живой Лука – самая большая угроза. И если уж она решит его убить, то пускай убивает сама, своими собственными руками - незачем ей облегчать жизнь и поручать грязную работу кому-то другому. Жестоко? Но будь она на месте Ибрагима, разве стала бы она хоть минуту сомневаться, если бы его жизнь была в её руках? Так что пусть эта история будет ей уроком, чтобы и не думала больше угрожать Великому визирю. И может, тогда поймет, что Ибрагим мог, но не погубил ее. И хоть немного протрезвеет, образумится и, наконец, успокоится.

Впрочем, если все это какое-то дикое недоразумение, и Хюррем с Лукой в этой истории белее снега и ни в чем не виноваты, то кто же ей мешает решительно поставить блюдо с отравленным лукумом на стол, уйти и все рассказать Повелителю. Когда она услышит, какой страшный это яд, она поймет, что поставлено на кон. Не погубит же она невиновного. Правда сама себя защитит. А уж Хюррем-то, как никто, умеет убеждать Повелителя в своей невиновности, любви и преданности.

Вот оно - поистине соломоново решение! Помните, как царь Соломон разрешил спор двух женщин, каждая из которых утверждала, что ребенок ее? Предложил женщинам разрубить ребенка пополам - и сразу вычислил, кто настоящая любящая мать, а кто лгунья. Жесткий выбор, да. Вот тут что-то в этом роде... Так или иначе, невинные сумеют оправдаться, виновные понесут наказание, но при любом раскладе честь Повелителя не пострадает.

Когда Ибрагим вернулся в комнату, он увидел пустой зал и разбитое блюдо с лукумом. Хюррем, как и следовало ожидать, жива и находится с Повелителем. А где же художник? «Он пошел на корм рыбам, паша» - ответили стражники.

Ну что ж… Значит, ты так решила Хюррем… решила не рисковать, предпочла перестраховаться… А может, твоя совесть не так уж и чиста, раз ты решила раз и навсегда заткнуть рот художнику? А может, ты просто не настолько уверена в любви Повелителя к тебе?…

И вот страшная история позади. Ибрагим подводит черту и говорит, что история закрыта. И как на это реагирует Хюррем? Взгляните.

В общем, мщение нон-стоп. Такие люди, как Хюррем, не способны понять мотивы ваших поступков. Даже если им скажешь прямым текстом, что тобой двигало. Что бы вы им не говорили и не объясняли, они всё равно услышат своё. А знаете почему? Потому что они судят по себе.

Знал бы Ибрагим, что последует за этим его соломоновым решением, так и не стал бы, к чертям, спасать ни брак Повелителя, ни его честь и достоинство.

Целее и здоровее был. И прожил бы гораздо дольше.

https://zen.yandex.ru/media/id/606823036bcffb3007a6efd1/mihrimah-sultan-607b19a91b83785a825b083a

https://zen.yandex.ru/media/id/606823036bcffb3007a6efd1/firuze-hatun-607b15996d0d247e53482ded