Или когда нужно юридическое сопровождение закупок.
В своей юридической практике мы нередко сталкиваемся со случаями, когда заказчик всеми силами пытается избежать привлечения участников в свою закупку, потому что ему нужен уже выбранный конкретный исполнитель. А так как закупочная документация и все приложения к ней, включая проект контракта, создается заказчиком, исходя из его нужд и потребностей, то возможность использования содержания данных материалов для ограничения круга потенциальных участников есть.
Примером может служить одна закупка на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий.
Во исполнение норм статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), заказчиком в составе аукционной документации было указано наименование и описание объекта закупки и условия контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкция по ее заполнению.
Так, согласно требованиям заказчика, заявка на участие в данном электронном аукционе состояла из двух частей, первая из которых должна была содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Закупка работ по благоустройству дворовых территорий, помимо выполнения работ, предполагает также и поставку товаров, необходимых для исполнения контракта (пример: парковая скамья, урна для мусора и т.п.). В указанной закупке заказчиком устанавливается требование произвести поставку и установку предметов, в числе которых - ДИК.
Соответственно, заказчик в составе аукционной документации указывает и требования к товарам, поставляемым при выполнении работ по комплексному благоустройству дворовых территорий.
Статья 33 Закона № 44-ФЗ регламентирует правила описания объекта закупки, основное из которых гласит:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, заказчик избежал нарушения норм Закона № 44-ФЗ, приведя в составе документации подробное описание объекта закупки на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий, так как оно содержит полное указание на требуемые характеристики поставляемого товара.
Однако один из поставляемых товаров представлен заказчиком под весьма туманным названием «ДИК». Судя по сопровождающей техническое задание фотографии, здесь имеется в виду детский игровой комплекс, включающий в себя различные модули.
Следует отметить, что указанная аббревиатура встречается исключительно в Приложении №3 к разделу «Описание объекта закупки», при этом по тексту документации данное сокращение не употребляется, не относится к закупаемой продукции, её характеристикам.
Называя в документации поставляемый товар аббревиатурой или сокращением, а не более широко используемым наименованием, заказчик может произвести отсечку неугодных ему участников закупки, используя при этом, как ни парадоксально, нормы Закона № 44-ФЗ, а именно: статьи 34 Закона о контрактной системе, которая гласит, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Проект контракта, являющийся частью аукционной документации, содержит описание порядка выполнения и приема-сдачи выполненных работ по контракту и приемки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ: «Подрядчик представляет Заказчику сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара (и сопутствующих услуг), и иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В данном случае заказчик, следуя буквальному исполнению требований статьи 34 Закона № 44-ФЗ, может потребовать от подрядчика предоставления сертификатов не на «Детский игровой комплекс» или «Оборудование детских игровых площадок», а именно на «ДИК», требуемый закупочной документацией.
Подобное описание поставляемого товара может использоваться в случаях ограничения конкуренции, так как является явным нарушением принципов открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Что необходимо предпринять для недопущения подобных ситуаций?
Отказаться от участия в такой закупке? Ни в коем случае! Закон о контрактной системе защищает участников закупок в случае такого произвола.
ВАЖНО!
Если вас чем-то смущает та или иная формулировка в закупочной документации, помните, что:
При проведении открытых конкуров и аукционов в электронной форме любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, также любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В случае, когда разъяснения заказчика не поясняют положения закупочной документации в должной мере, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона № 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Соответствующая глава закона содержит указания и нормы, регламентирующие право потенциального участника закупки в срок до окончания срока приема заявок подать жалобу на положения документации о закупке в соответствующий орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.