В этой статье речь пойдет о модели ЗИЛ-4102, выпускавшейся в 110 номере журнальной серии "Автолегенды СССР" фирмой DeAgostini. В продаже модель поступила 24 апреля 2013 года, чуть позже появилась и у меня. История этой машины довольно грустная, о ней и расскажу ниже.
Данный автомобиль разрабатывался по личному указанию первого (и последнего) президента СССР М.С. Горбачева (хотя наработки новой машины уже велись на предприятии). Новый автомобиль должен был заменить ЗИЛ-41041 (модификацию ЗИЛ-4104, про него у меня есть отдельная статья на канале). Разработка новой машины на заводе имени Лихачева (бывший завод имени Сталина) началась в 1985 году, для образца был закуплен Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году было построено 2 опытных экземпляра, черного и светло-коричневого цвета.
Новая модель была легче и компактнее предыдущей. В дальнейшем планировалось на базе таких автомобилей создать целое семейство модификаций. Кроме того, благодаря новым веяниям этот автомобиль могли свободно пустить в продажу. Да, для обычных граждан его цена была бы неприподъемной, но спортсменам, писателям и прочим известным людям было бы по силам купить данную машины. На вырученные деньги можно было бы купить новые станки, расширить производство, переоснастить линии сборки. В общем планы на данную машину были грандиозными...
Но этим мечтам не суждено было сбыться: автомобиль пришелся не по душе тому, для кого его и создавали - Горбачеву. Проект был моментально свернут и забыт. Возможно свою роль сыграла "идущая перестройка" и отсутствие денег, возможно что-то еще. Но трехлетний результат кропотливой работы целого коллектива оказался насмарку. В итоге работники завода негласно окрестили 2 выпущенных автомобиля "Мишка" и "Райка", думаю и так понятно в чью честь.
Остановлюсь немного на конструктивных особенностях этих автомобилей. В конструкции был несущий кузов, все детали которого изготавливали вручную и подгоняли при сборке. При производстве были использованы композитные материалы, что являлось новшеством в отечественной автомобильной промышленности. Дно, бампера, панели крыши, а также капот и крышка багажника изготавливались из стеклопластика. Это позволило еще снизить массу автомобиля.
Салон оснащался цифровым радиотюнером, кассетным проигрывателем и аудиосистемой, состоящий из 10 динамиков. Еще из особенностей можно выделить бортовой компьютер (!) с синтезатором голоса (!!), который заказывали и привезли из Германии.
Автомобиль имел трехступенчатую автоматическую трансмиссию, а так же 2 аккумулятора. Так же впервые в советском автопроме была использована независимая подвеска для всех колес. Максимальная заявленная скорость - 200 км/ч, мощность двигателя - 315 л.с., расход топлива - 18 литров на 100 км.
В настоящий момент от "Мишки" осталась только морда с бампером, фарами и радиаторной решеткой. А "Райку" последний раз показывали в 2011 году на автосалоне, посвященном празднованию 90-летия Гаража Особого Назначения (сокращенно ГОН).
Возвращаясь к модели из коллекции, хочется сказать, что хотя бы в уменьшенном масштабе можно любоваться такими интересными и раритетными машинами.
Спасибо за уделенное время, подписывайтесь на канал, делитесь ссылками и комментариями, жмите кнопку "Нравится" и ожидайте новых статей, они появятся совсем скоро!