В Перми состоялась премьера московского режиссёра с Малой Бронной Константина Богомолова. Деятель культуры замахнулся на классическое наследие Проспера Мериме и не менее великую оперу Жоржа Бизе. Однако в итоге Богомолов умудрился поставить пародию. Постановку в новом прочтении оценили далеко не все зрители, не говоря уж о критиках.
Высадившийся десант из Москвы в поддержку звёздного мужа телеведущей Ксении Собчак должен был добавить не только пафоса премьере, но и уверить пришедших в правильности своего театрального выбора в этот вечер.
Зрители после просмотра «новой Кармен» разделились на два непримиримых лагеря «за» и «против» - с ощутимым перевесом последних. Даже старания местных журналистов, пытающихся выступить в защиту постановки столичного театрального скандалиста, кажутся ничтожными на фоне истории, которую рассказал со сцены Богомолов.
На потребу публике
В версии Богомолова цыганка Кармен с легкой руки режиссёра превратилась в одесскую еврейку — любимая тема русской интеллигенции и либеральной общественности. Дальше — больше.
Подробное описание женских грудей, окровавленный тампон, который Кармен, исполняющая арию, достает из-под своей юбки, в течение спектакля появляются и другие интимные и гигиенические подробности личной жизни женщины. Далее зрители видят писсуары, символизирующие солдатскую казарму. В финале оперы Камен погибает под звуки бензопилы.
Богомолов высмеивает феминисток, геев, украинских националистов, борцов с домашним насилием, евреев и особенно православных. Очевидно, что режиссёр пошёл по самому острому краю: в одной из сцен перед зрителями предстаёт обнажённая незнакомка с рогами и хвостом рядом с иконами, а также русский солдат Хозе, который, помолившись, залезает под юбку еврейки Кармен.
Нашлось место в постановке и хасидским танцам на музыку увертюры, которую поставил хореограф из «Балета Панфилова» Алексей Расторгуев.
«Это похоже на попытку вернуть оперу туда, где она начиналась, считаясь «низким» жанром на потребу публике», — высказался один из пермских музыкантов.
Где-то вздрогнули создатели новосибирского «Тангейзера». Кстати, главный блюститель театральной морали и православных ценностей Владимир Кехман, присутствующий на премьере и нашедший место в ложе, в Пермь прилетел по этому случаю бизнес-джетом.
Что касается самого театра, позволившего на своей сцене развернуться просторам богомоловской души, то за последние несколько лет он лишился главных своих столпов.
Сначала со скандалом ушел главный дирижёр и художественный руководитель оперной труппы Теодор Курентзис, не поделивший, как писал Zames, влияние и гонорары с администрацией Перми. Позднее уволился главный постановщик балетных постановок и художественный руководитель балетной труппы «золотомасочный» Алексей Мирошниченко. Вслед за ним покинул театр и уехал на повышение в Москву генеральный директор Андрей Борисов.
Громко заявили
Судя по всему, театру захотелось вновь громко заявить о себе в новом векторе музыкального развития, а не только гордиться триумфальными балетными постановками. Принято считать, что балет театру деньги зарабатывает, а тратит их именно опера. Собственно, именно так и появился в добропорядочном театре Богомолов.
Защитники спектакля «Кармен» настаивают, что блюстители морали не дают свободы искусству и права творчеству развиваться вне цензуры. Однако хочется напомнить, что не всякая постановка может называться искусством.
Излюбленная площадка для режиссёров, пожелавших надеть на себя маску «свободных» художников, чаще всего касается воплощения режиссёрских задумок на оперных и балетных сценах. Впрочем, это касается не только региональных театров, но и главным образом ключевых театральных сцен страны.
Происходившее последние два десятилетия в театральной сфере удивляет не столько своей смелостью, сколько отсутствием всяких этических норм морали. Например, государственный академический Большой театр выдержал за последние два десятилетия ни одну скандальную постановку, благодаря попустительству его генеральных директоров и художественных руководителей. В 2005-м году показали оперу Леонида Десятникова «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина, позднее её сняли с репертуара из-за скандальной истории, описанной Сорокиным, ненормативной лексики и маргинальности персонажей. Были и другие постановки, не менее скандальные, последняя из которых – балет «Нуреев» Кирилла Серебренникова.
Пожалуй, хочется пожелать каждому деятелю искусства почаще оглядываться на плоды своей деятельности и в поисках человеческой благодарности следовать не только моде сегодняшнего дня, а служить искусству, слишком сильно не нагибаясь.