Найти в Дзене
Вадим Ефремов

Перспектива фотографии и фотографа. Барыга – ретачер...?

Что дальше будет с фотографией?
Фотографов каждый день становится всё больше и больше. Каждый, купивший более менее новую камеру, увидев качественно годный контент, который выдают современные аппараты, начинает серьёзно себя считать фотографом, при этом представления не имея не о том, что там внутри изображения. Мне нравится – значит это хорошо.
Оглавление
Что дальше будет с фотографией?
Что дальше будет с фотографией?

Стоит ли сегодня хотеть стать фотографом?

Если страстно хотите – стоит!

Если хотите так, что вас не остановит тот факт, что лет десять как минимум, а может в все сто, вы будете учиться, учится... учится фотографии, но при этом не будете думать о ней, как о способе заработка.

Часто говорят – профессиональный фотограф тот, кто получает деньги за фотографии. Чушь!

Нет хороших, успешных профессиональных фотографов, которые бы не посвятили всего себя, всю свою жизнь изучению миллиардов нюансов фотогрфии. Каждый день, каждый час, каждую минуту фотограф думает о фотографии, многие уже видят мир через призму объектива. Постоянно что-то подмечают и складывают в копилку своего опыта. И деньги для таких фотографов играют второстепенную роль.

Раньше у фотографов была така поговорка: Можешь не снимать – не снимай!

Сейчас другая картина, основная масса людей идут в фотографы за деньгами.

Фотографов каждый день становится всё больше и больше.

Каждый, купивший более менее новую камеру, увидев качественно годный контент, который выдают современные аппараты, начинает серьёзно себя считать фотографом, при этом представления не имея не о том, что там внутри изображения.

Фотограф и хирург
Фотограф и хирург

Мне нравится – значит это хорошо. А если моей подруге понравилось – значит точно шедевр!

Но не так просто фотография отнесена к категории визуального искусства.

Это говорит о том, что хоть фотография это и отражение объективной реальности, но и увидеть эту реальность можно и нужно с художественной точки зрения иначе это будет стомиллиардная фоточка на просторах интернета и не более.

А вот всему, что с этим связанно, учатся годами в художественных школах (отнесу туда же ВГИК, но только не дорогостоящие МК, дающие порой приёмчики, но не базу). В хорошие художественные школы берут тех, у кого есть художественный дар (экзамены в хорошие учебные заведения нужно сдать и при этом получить весьма высокий проходной бал). Кто–то из тех, кто взял вчера в руки фотоаппарат может успешно сдать экзамены в такое учебное заведение? Это и будет ответом на все вопросы.

Конечно есть те, кто учится самостоятельно, их упорство и у трудолюбие вызывает уважение, они учатся годами, порой десятилетиями, порой из них получаются действительно хорошие фотографы.

Про категорию "мне нравится", что бы развеять миф – я фотограф, можно прочитать статью Графомания в фотографии . А для того, что-бы в принципе понять, оно вам надо, можно прочитать статью Профессия фотограф , ведь в последнее время количество фотографов увеличивается (вслед за выпуском миллионными тиражами современной фототехники), это только вдуматься надо, сколько человек это покупает ... миллионы... каждый год... и сколько сразу хотят стать фотографами.

Как выделится среди этой массы не имея прочного фундамента?

Да и вообще, нужно ли бодаться на этом, перенасыщенном в тысячи раз так называемыми фотографами, рынке?

Если у вас есть профессия, которая приносит хороший доход, сегодня гораздо приятнее заниматься фотографией как творчеством.

Только единицы фотографов сегодня зарабатывают очень много, десятки много, сотни прилично, а остальные миллионы рвут друг у друга копейки.

Да, да, именно рвут копейки, я не знаю как это назвать по другому, когда фотосессия стоит три тысячи рублей, или двадцать пять – пятьдесят рублей стоит предметная фотография для сайта, это же нищенское существование (не берём в учёт единицы мастеров в России, у которых одна фотография стоит 10 000 евро).

При этом, фотограф становится для клиента:

  • и клоуном (угождать и развлекать сейчас эта унизительная составляющая – само собой разумеющаяся и порой определяющая часть, клиент чаще выбирает того, кто стелится и умеет впарить, а не того, кто умеет снимать);
  • и ретачером (и кожу почистить и формы придать);
  • и дизайнером (только ленивый не спросит, что одеть);
  • и стилистом (как причесаться, как накраситься);
  • и риэлтором (а где фоткаться будем)...
  • и... на все руки от суки...

... и при, не редко получая от клиента негатив, так как клиент в подавляющем большинстве, увы не имеет художественного видения (даже и не знаешь, хорошо это или плохо – палка о двух концах) и сильную работу может запросто посчитать нехорошей, так как он (она) тут не такой стройный (стройная) к примеру.

Ну и при всём этом не нужно забывать, что клиент сегодня это далеко не модель!

Сегодня фотографы очень часто сами платят моделям, и что ещё печальнее, платят просто девушкам модельной внешности (а раньше этого в принципе не было и творческая фотография тогда развивалась невиданными темпами, а сегодня чтоб модель найти, уговорить её, даже за деньги, нужно потратить немало времени и нервов, да и денег тоже, особенно когда модель не является в забронированную фотографом студию, а это уже, увы, почти норма), для того, что бы сделать своё портфолио. Почему так? Да просто всё – у подружки фотик есть, и нередко покруче, чем у фотографа. Фотки по обывательски хорошие, ну и ладно.

И тем печальнее выглядит фото рядового клиента на фоне портфолио.

Девяносто процентов клиентов – не модели. Иначе, фотографы бы выставляли каждую свою фотосессию, но выставляют одну из ста (кто-то чуть чаще, не суть) и то, пяток фотографий с фотосессии в лучшем случае. Таковы будни фотографов.

А фотографу нужно сделать клиенту красиво всегда.

Не сумел – получи негатив, как лично, так и в соцсетях порою.

Готовы к этому?

Поэтому, час съёмки очень часто превращается в неделю бессонной обработки, бывает и больше. Некоторые фотографы передают эту рутину на аутсорсинг так сказать. Ну что тут сказать, обработка в таком случае выходит рублей по 50 за шт., при такой цене никто парится над фотографиями особо не будет. Есть конечно авторская обработка от полутора до пяти тысяч за обработку одной фотографии, но кто на это пойдёт, при средней цене фотосессии в три тысячи рублей?

Конечно, тут немалую роль играет и то, что фотограф не умеет снять кадр так, что бы его не обрабатывать. Тут и разработчики фоторедакторов к этому приложили немалые усилия продвигая всякие уроки обработки, превратив фотографов в ретачеров.

Снимая час многие обрабатывают неделями, кто–то месяцами. Где здесь фотограф?

Фотограф и ретачер – совсем разные профессии (Игорь Сахаров). Это как балерина и гардеробщица, обе вроде как в Большом служат.

Хороший фотограф может снять сразу десяток кадров и на этом закончить фотосессию и в последствии выдать именно эти кадры в качестве готовой фотографии. Особо талантливые снимают сразу на плёнку. Тут нет возможности что-то убрать, перерисовать световой рисунок, тут нужно абсолютное художественное видение (художнику даже легче, он может что–то не рисовать, что–то добавить, что–то приукрасить).

Потребительский рынок фотографии, по моим наблюдениям, существенно сократился с 2014 года, при этом, число фотографов (по факту ретачеров) выросло очень существенно. На первое место вышло не умение фотографировать, а умение продавать. Рынок фотографии превратился в арену битвы барыг от фото, которые пытаются впарить слабый контент.

Барыга – ретачер – таким мне видится портрет сегодняшнего, более менее успешного, фотографа.

Впарить посредственные фотки святое.
Впарить посредственные фотки святое.

Рисованная по фотографии картинка – такова сущность сегодня самой фотографии. И хорошо, если она нарисована с пониманием.

Жаль.

И очень обидно, что вот так принижена роль фотографа: барыга, ретачер, клоун, дизайнер, стилист, риэлтор ... в одном лице.

Как фотографу не быть таким многостаночником? Как заново возродить уважение к профессии фотограф? Конечно не до такой степени, как раньше, когда к фотографу записывались только самые влиятельные вельможи и за очень большие деньги, но хотя бы до такой, чтоб уважали труд и не требовали смежных услуг?

Что дальше будет с фотографией с фотографами?