Найти в Дзене
Валера Кисиль

Андрей Десницкий. Библия: свобода, равенство, рабство?

Все люди несут на себе образ божий, все люди богом сотворены. Мы в библии встречаем много понятий, которые со временем ложатся в основу современной концепции прав человека – все люди равны перед законом. Однако, есть встречающееся в библии понятие, которое часто оправдывалось и оправдывалось – рабство. Сама идея, что рабство не должно существовать – довольно новая. Большинство из нас родилось в

Все люди несут на себе образ божий, все люди богом сотворены. Мы в библии встречаем много понятий, которые со временем ложатся в основу современной концепции прав человека – все люди равны перед законом. Однако, есть встречающееся в библии понятие, которое часто оправдывалось и оправдывалось – рабство. Сама идея, что рабство не должно существовать – довольно новая. Большинство из нас родилось в то время, когда рабство все еще существовало. Последняя страна, которая его отменила – Мавритания (в конце 80 годов прошлого века). В середине прошлого века было много стран, где рабство было абсолютно легально (сраны Арабского Востока, Африка и т. д.). Полвека назад идея о том, что людей можно продавать и покупать не была какой-то жуткой. До сих пор существуют случаи рабства: людей похищают, куда-то увозят, держат его взаперти. Да, это нелегально, но в некоторых странах приемлемо. Если человека держат, допустим, пастухом на заводе, то это означает, что община в курсе и принимает это, даже местные правоохранительные органы могут знать и некоторое время закрывать на это глаза. Даже в наши дни оказывается, что рабство не является чем-то абсолютно недопустимым, хотя сейчас оно является нелегальным большинстве стран. Так откуда же взялась идея о том, что рабов быть не должно? Отсылаемся к той самой идее из «Книги Бытия», что всякий человек по определению является образом Божьим. Мы можем сказать, что на самом деле очень большой потенциал данного вопроса пришел в цивилизацию, в «глобальный» Запад пришел из античности. Скорее идея «этот человек - и человек и брат» («Am I not a man and a brother?» - данное выражение написано на эмблеме за отмену рабства, конца 18 века), но только не идея недопустимости его как такового. Так Аристотель в своем труде «Политика» описывает власть и подчинение. И в самых первых строчках своего труда он устанавливает разницу между властвующим началом и началом подчиняющимся. Так же для Аристотеля абсолютно естественно деление на эллинов и варваров, причем эллины – властвующее начало. Точно такое же деление встречается и у мужчин с женщинами. Все это, условно говоря, деление на «черных» и «белых», в котором черные –рабы по своей природе. Причем не только черные в принципе, но и все не греки. «У варваров женщина и раб занимают одно и тоже положение. Объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию, у них существует только одна форма общение – общение раба и рабыни. Поэтому прилично властвовать над варварами грекам, варвар и раб по природе своей понятия тождественные» - пишет Аристотель. Условно говоря, это заложено в природе человека. Первая страна, что запретила рабство концептуально – Великобритания, с 1807. После того британский флот действительно начал ловить корабли работорговцев, вешали штрафы и т.д. и как мы видим потребовалось около двух веков, чтобы эта идея распространилась и на другие страны. Помимо того, что в библии есть некое зерно, которое заставляет думать, что одни человек не должен быть собственностью другого человека, в ней также имеется много оправданий рабству. Особенно часто работорговцы, особенно американские, опиралась на тексты священного писания, постоянно цитируя его. В частости, цитированию подлежит следующий фрагмент: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Но возникает много вопросов. В частности: почему Ной проклял сына Хама? Одно из объяснений – похмелье, второе, более сложное – что Хам получил некое благословение Свыше и проклятье переходит на сына. Еще более рациональное объяснение – этот текст появился в тот момент, когда нужно было объяснить почему ханаании (потомки Ханаана), были изгнаны израильтянами. То, что Ханаан будет рабом подчеркивалось многократно. Таким образом: Сим (симиты) грубо говоря – ближний Восток, Иафет – индоевропейцы, а потоки Ханаана – африканцы, черные, соответственно они все рабы. Но, во-первых не все, а только ханаании, а во-вторых, мы не часто задумываемся, кто такие Сим, Ханаа и Иафет. Это братья. И вся дальнейшая история Книги Бытия на идет с того, что дается генеалогия народов – что каждый народ исходит от одного из братьев. Но «рабом у братьев своих» означает что братское отношение все равно сохраняется. Тут все братья, но один попадает в некую зависимость от других. Следует еще помнить о том, что слово «раб» на древнегреческом означает не то, что мы привыкли понимать (чернокожего в цепях, которого не кормят). В речевом обиходе, в библии раб – тот, кто от кого-то лично зависит. Пятикнижие о рабах: «Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями» (Исх. 21:32) «Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.» (Исх. 21:16) «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» «Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы; если она не угодна господину своему, и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее; если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа». «Если пришелец или твой поселенец будет иметь достаток, а твой брат перед ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца, то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из его братьев должен выкупить его, или его дядя, или сын его дяди должен выкупить его, или кто-нибудь из его родства, из его племени, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. И он должен рассчитаться с купившим его, от того года, когда он продал себя, до юбилейного года, и серебро, за которое он продал себя, должно отдать ему по числу лет; как временный наёмник он должен быть у него; и если ещё много лет, то по мере их он должен отдать в выкуп за себя серебро, за которое он куплен; если же мало остаётся лет до юбилейного года, то он должен сосчитать и по мере лет отдать за себя выкуп» (Лев. 25.47-52) В Пятикнижие есть свои некие противоречия, все не однозначно. Таким образом, рабство в Ветхом Завете – это особая ситуация, которая периодически возникает, но не лишает человека его прав навсегда, это некоторое временно обязательство. Но это все относится исключительно к членам общины. Но что происходит не с людьми общины? В законе мало таких историй, но они есть. В частности, описывается ситуация с пленницей: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, 11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, 12 то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, 13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; 14 если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее.» (Втор 21.10-14) То есть оказывается, что серьезные права есть у женщин, взятых в плена на войне: она будет либо наложницей, либо свободной, торговать ей нельзя. Для сравнения «Законы 12 таблиц» Рима 5 века. И оказывается, что в Риме (а это далеко не тот Рим, который стал великой империей) такое же патриархальное рабство, что и в Ветхом Завете, что рабы – основная рабочая сила. «Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен [от власти] отца». Здесь говориться о том, что в патриархальной семье власть – отец, все остальные его собственность. В продаже своих детей не сомневался никто. Но тут рассматривается ситуация, что сына продали, но он либо сбегает, либо с ним что-то происходит. Что случается в таком случае? И римский закон подчеркивает, что он возвращается в состояние полной подчиненности отцу и может быть продан в последующем. Но если отец умудряется продать сына трижды, после этого тот к нему не возвращается и живет свободно. С дочерью такого примера нет, но это действительно норма римского права. Он иногда действовала, иногда переставала. Она дожила до времен Римской Империи и уже тогда говорилось, что дочь можно продать одни раз. Рабство в древнем мире было в какой-то степени выгодно и самому рабу. Если же Ветхий Завет подчеркивает, что «даже если человек зависим, то он