4 августа 1904 года в Париже разразилась гроза. Пикассо направлялся домой, когда ему на пути встретился бездомный котенок. Художник, у которого дома и так уже собрался целый зверинец, решил подобрать животное — и в этот же день нашел ему хозяйку. При подходе к «прачечной» он столкнулся с промокшей до нитки девушкой. Ее необычайная красота поразила Пабло, и в качестве приветствия он… сунул ей в руки котенка. Оба расхохотались, и Пикассо пригласил красавицу к себе в студию. Ее звали Фернанда Оливье (настоящее имя — Амели Ланг), она стала первой женщиной в жизни Пикассо, которую он по-настоящему полюбил. Незнакомка надолго оставалась не только обожаемой любовницей, но и музой, наполнявшей вдохновением серые будни художника.
«Розовый период»
Внезапная любовь и романтические настроения окрасили полотна Пикассо в новые цвета. Постепенно угрюмых нищих и стариков «Голубого периода» сменили жизнерадостные циркачи, арлекины и акробаты — персонажи, с которыми он знакомился в цирке Медрано около Монмартрского холма. Теперь главным цветом его картин стал выразительный жемчужно-розовый.
Смысловой подтекст тоже поменялся: в сюжетах появились нежность, трогательность сопереживания и «неуловимая хрупкость момента». «Розовый период» длился всего два года (с 1904 по 1906 год) и стал знаковым переходом от «личного» творчества, наполненного эмоциями и переживаниями, к смелым и новаторским экспериментам в искусстве, которые вскоре принесут Пикассо всемирную славу.
Калеки и убогие, которые раньше представали на картинах в удручающих синих и черных тонах, сменились бродячими артистами и циркачами. Теперь Пикассо видит людей вокруг не через призму депрессии, а через новые «розовые» очки. И пусть их жизнь несовершенна, пусть в ней есть грусть, суровый быт и нужда — художник принимает своих героев такими, какие они есть: сильными и немощными, счастливыми и подавленными, нелепыми и трогательными. Главное, образы вновь наполнились жизнью, тьма «Голубого периода» постепенно отпускает художника. Что интересно, Пикассо часто изображал в роли Арлекина самого себя (например, в картине «В кабаре Лапин Агиль»), а в роли других персонажей — своих друзей.
Образ самого Пикассо тоже трансформировался. На автопортретах «Розового периода» он молод, полон сил и вдохновения. Формы композиции просты, во взгляде чувствуется уверенность, одухотворенность и жажда жизни.
Один из главных шедевров «Розового периода» — картина «Девочка на шаре». На ней изящная юная девушка, улыбаясь, балансирует на шаре. Рядом с ней на массивном кубе восседает крупный широкоплечий атлет. Красота здесь проходит по тонкой грани: между мужской силой и хрупкой женственностью, стабильностью и гибкостью, фундаментальностью и легкостью. Но самое главное заключается в том, что они — девочка и атлет — неделимы: в любой момент фигурка на шаре может потерять равновесие и упасть, но в версии Пикассо атлет обязательно удержит ее. А, если представить, что девушки на картине нет, юноша-атлет покажется бесконечно одиноким.
Путь к богатству
Стоит заметить, что дни «Розового периода» не были сплошь усыпаны розами и любовными воздыханиями. Оптимистичные ноты в жизни и творчестве Пикассо действительно появились, но и бытовые трудности никуда не пропали. Художник, который по-прежнему живет впроголодь, продолжает искать себя и свое место в этом мире: картины не покупают, денег на жизнь не хватает, амбиции зашкаливают. В поисках вдохновения Пикассо даже отправляется (с двадцатью франками в кармане) в Голландию, по возвращении откуда его ждет знаковое событие — знакомство с Лео и Гертрудой Стайн, которое становится предвестником глобальных перемен в жизни художника. Обеспеченные американцы с ходу покупают у Пикассо картину «Девочка с цветочной корзинкой» и буквально за руку вводят его в круг парижской богемы, среду авангардных идей и новейших художественных течений.
Позже Гертруда Стайн так описывала их знакомство: «Пикассо все больше и больше становился французом, потому и начался его «розовый» или «арлекинский» период. Потом он освободился от этого цирка и изящной французской поэзии, он освободился от них так же, как освободился от «голубого периода», и вот тогда-то, в конце «арлекинского периода», я и познакомилась с ним <...> Первой его картиной, которую мы купили, была «Девочка с цветочной корзиной». Она была написана на взлете этого «арлекинского периода» и исполнена изящества, тонкости и очарования. Потом мало-помалу его рисунок отвердевал, линия становилась жестче, колорит мощнее, что естественно, поскольку он уже был не юношей, а мужчиной».
Встреча с Гертрудой Стайн и ее братом предвосхитила другое важное событие: Гийом Апполинер привел в мастерскую Пикассо владельца картинной галереи Амбруаза Воллара. К неподдельному шоку всех присутствовавших он изъявил желание купить у Пикассо тридцать картин за две тысячи франков. В то время на такую сумму можно было безбедно прожить три года.
Счастье уверенно постучало в дверь художника. Отмечать удачную продажу картин Пабло и Фернанда отправились на родину художника — в Испанию, где путешествовали по местам юности Пикассо, встречались с родственниками и старыми знакомыми. Наконец-то он доказал сам себе и остальным, что стал серьезным и самостоятельным мужчиной, которого к тому же сопровождала такая обаятельная спутница. В поездке Пабло продолжал любоваться красотой своей пассии и постоянно писал ее портреты. Однако в некоторых работах, таких как «Гарем», прозвучали отголоски новых течений в их отношениях. Здесь с Фернанды Пикассо написал все четыре женские фигуры, но это не образы его любимой женщины. Это образы отстраненных красавиц, которыми любуются другие.
Больше историй о жизни великого художника читайте на страницах нашего специального проекта — Пикассо: жизнь и творчество. Проект был подготовлен осенью 2018 года к старту выставки Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.