Президент РФ Владимир Владимирович Путин несколько лет назад провёл совещание по демографической политике. Как сообщила .gazeta.ru, он сказал: «Демография является интегральным и во многом ключевым показателем состояния экономики и социальной сферы, а также чувствительным индикатором любых перемен в государстве и обществе». Вот и используем этот интегральный ключевой показатель для подведения итогов сопоставления деятельности Владимира Ильича Ленина и нынешних правителей России.
Ленин
В конце десятых годов ХХ века в России сложилось крайне тяжёлая демографическая ситуация. К потерям Первой мировой войны добавились потери, вызванные Гражданской войной и масштабной эмиграцией. Голод, распространение болезней при катастрофической нехватке лекарств привели к значительному превышению смертности над рождаемостью. Геребрт Уэллс в книге «Россия во мгле пишет, что в 1920 году в Петрограде смертность превышала рождаемость в шесть раз!
Однако Советской власти удалось добиться того, что уже в первой половине 1920-х начался естественный прирост населения. В 1926 году смертность в РСФСР стала 28,6 промилле, что в разы ниже, нежели была в 1920-1921 годы и несколько ниже, чем в предвоенный год в царской России (30,2). Лучшими, чем в дореволюционной России, по итогам 1926 года был и показатель рождаемости – 49,7 промилле против 47,0.
Менее, чем за пять лет, власть сумела вытащить страну из страшной «демографической ямы»: в 1926 году численность населения РСФСР, по данным «Российского статистического ежегодника. 2001» уже несколько превысила уровень предреволюционной России (в сопоставимых границах, 92,7 миллиона человек против 91,0 в начале 1917-го). И это без сколько-нибудь заметного миграционного притока.
Нынешние правители
Нас пытаются убедить, что совпадение начала нового вымирания России с «победой демократии» - это чистая случайность. Но, как ни крути, то, что постсоветская власть не смогла компенсировать эти демографические потери до сих пор – это свидетельство истинной эффективности её деятельности. В 1991 году население России, по данным Росстата, составляло 148,4 миллиона человек. Ко времени восхождения «на престол» Путина оно снизилось до 146,6 миллионов. К концу двадцатилетия его правления – 146,3 миллиона. И это при огромном миграционном притоке (с учётом «миграции» всего Крыма – порядка 7 миллионов человек).
Итак, мы имеем: то, что большевики сумели в тягчайших условиях сделать за пять лет, правители постсоветской России не смогли сделать и за 30 лет без большх войн и стихийных бедствий (ковид не в счёт, и до эпидемии Россия была весьма далека от того, чтобы вывести численность населения на уровень 1991 года).
Если принять постулат Путина, что демография является индикатором любых перемен в обществе и ключевым показателем состояния экономики и социальной сферы, то напрашивается единственно возможный вывод:
- деятельность большевиков, возглавляемых В.И Лениным, а затем И.В. Сталиным, способствовала огромному прогрессу нашей державы, как в экономике, так и в социальной сфере; а деятельность тех правителей России, которые руководили ею после контрреволюционного переворота 1991 года, привела к всеобъемлющей деградации страны. Она и стала тем страшным бедствием, которое оказалось гибельным для многих миллионов людей.
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород