У кого-то из исследователей читала, что Иосифа Бродского называли поэтом «воды и времени». Не только потому, что эти две сущности лейтмотивом проходили и постоянно присутствовали в его произведениях. Но и потому, что такое его творчество метафорически противопоставлялось тяжеловесной сути СССР – страны «суши и пространства», никогда так и не принявшей поэта и навсегда отказавшейся от него.
Странным образом выйдя на новый виток спирали, Россия словно вернулась к событиям 50-летней давности, периода эмиграции Бродского, став, таким образом, действительно полноценной наследницей Советского Союза – как минимум в той искаженной этической норме , царящей в обществе.
Но только сейчас, как и любом другом раскручивании спирали, все смыслы и метафоры еще больше усилились и обострились. Культ «суши и пространства» усилился до отчаянной жажды все новых и новых территорий, и ради сомнительного влияния на них и их странного статуса отнимает все больше и больше несоизмеримых средств и ресурсов.
А время – это все та же вода, которую так сильно боится нынешняя Бастинда. В умных, честных и храбрых ребятах, ведущих разговоры и дела в стиле современного актуального мира, ей все больше видятся сотни Элли с Тотошкой, которые вот так вот просто разливают ведро с водой, приготовленной для мытья полов. Им-то невдомек, что для Бастинды вода смертельна, они-то понимают, что без воды пол вымыть нельзя.
Борьба с молодостью – самая жестокая, потому что самая бессмысленная. Этой борьбой движет только страх времени – того, кто хотел бы навсегда законсервироваться в уютной, безопасной и комфортной эпохе. Но проблема в том, что ход времени неумолим просто физически , и просто физически консервироваться в каком-то состоянии невозможно. Все, что не развивается, обречено на разрушение, потому что нет физического закона суровее, чем второй закон термодинамики.
Если вы хотите бороться с молодостью, то вам, для начала, нужна немного другая физика. Если же у вас ее нет, то выход на самом деле только один. Каждый новый год вашей жизни должен выводить вас на новую ступень развития, вам нужно добавлять к своим знаниям знания современности. Лицемерие и игры в толерантность к молодежи никаких очков не добавят – дети остро чувствуют фальшь, и для них нет ничего нелепее, чем бодрящийся старик , рядящийся во внешнюю форму молодости, а делами, содержанием, помыслами оставшийся глубоко в прошлом.
Опыт, не осмысливаемый постоянно в новых и новых категориях актуального мира, перестает иметь значение. Он просто превращает вас в унылого человека в лаптях на телеге с бидонами, тоскливо глядящего вслед новенькой блестящей «Оке» с прицепом «Скиф».
С молодостью нужно стоять рядом, молодости нужно помогать, молодость нужно защищать. Любовь к детям – не декларируемая, а подлинная, то есть действенная, на самом деле, единственное, что спасает нас от страха времени. Те, кто приходит после нас, лучше нас, и это правильно, это нормально.
Они и должны быть лучше. Потому что иначе в нашей жизни не было никакого смысла.