Сетевым этикетом называют систему норм и правил, которая была разработана людьми в процессе компьютеризации общества и развития интернет-коммуникаций. Сетевой этикет – это, если кратко, представление о принципах взаимодействия между новичками, опытными пользователями сети. Точное определение, что такое нормы сетевого этикета, – отсутствует. Они негласно подразумеваются в процессе деловой переписки, общения в чате или социальной сети. Каждый воспитанный, культурный человек соблюдает правила хорошего тона.
Основные правила сетевого этикета: 3 группы
Информатика различает три типа норм поведения в среде Интернет:
- Психологический этикет базируется на разделении местоимений ты и вы. Учитывается отношение человека к новичкам, поддержка, помощь в освоении принципов работы ресурса, применение смайликов во время общения;
- К административному типу относят тематику обсуждения, рекламные сообщения, цитирование других участников беседы. Первое правило Интернета – минимизировать агрессию, избегать словесной перепалки, угроз;
- Технический класс определяет продолжительность сообщений, длительность строк, использование транслитерации. Неэтично использовать исключительно заглавные буквы, пользоваться функциями расширенного форматирования.
Каковы основные правила сетевой этики
Правила поведения в Интернете можно кратко описать списком из восьми пунктов:
- Информация подается понятно, доступно. Важно учитывать, что донести смысл написанного жестами, мимикой, тоном не получится. Перед отправкой сообщение нужно внимательно прочесть, проанализировать.
- Ориентировка на использование принципов реального общения. Переписка с любым человеком равносильна реальному разговору. Не следует допускать употребления слов-паразитов, оскорблений.
- Будьте осмотрительны. Если человек впервые зарегистрировался в чате, на форуме, вступил в дискуссию, изначально следует почитать сообщения других участников. Краткий экскурс в общение людей позволит избежать неловких ситуаций.
- Уважительное отношение. Как утверждает сетевой этикет, написанное письмо всегда заинтересует человека, если информация ему важна. Не стоит писать длинные сообщения, лучше изложить основную суть в нескольких фразах.
- Правописание и пунктуация. Неграмотный человек не заинтересует делового партнера, потенциального заказчика или поставщика. По правильности написания текста люди судят об уровне образования и профессионализме оппонента.
- Избегайте конфликтных ситуаций. Нельзя называть людей оскорбительно, провоцируя агрессию на любую тему. Умнее будет промолчать или не отвечать негативно настроенному собеседнику.
- Уважение к приватности. Править чужие сообщения, читать почту – это проявление некорректного отношения к человеку.
- Откажитесь от поучения в сети. Не все люди могут писать грамотно. Это не повод делать ударение на их ошибки, особенно в общем чате. Близкого человека можно скорректировать при личном общении.
Правила сетевого этикета – кратко об электронных письмах
Сетевой этикет в деловой переписке соблюдается с особой строгостью. Большинство писем отправляется по электронной почте. Деловые партнеры редко используют социальные сети или мессенджеры. Есть несколько основных принципов ведения разговора через электронные письма:
- Первое сообщение обязательно должно содержать имя оппонента. Анонимные письма настораживают. Лучше указать свое имя, контактные данные;
- Тема письма сразу ориентирует получателя. Он понимает и подготавливается к изучению информации. В теме можно указать имя собеседника, использовать фразы, способные вызвать интерес;
- Сетевой маркетинг предполагает тщательный анализ содержания. Основные принципы: краткость, грамотность, четкость. Длинные письма редко дочитывают до конца;
- Использование выделений. Основные фразы можно выделить курсивом или жирным шрифтом. Человек пробежится взглядом по тексту, чтобы понять его суть;
- Деликатность. В деловой переписке не рекомендуется использовать картинки, сложные шрифты, выделения. Необходимо соблюдать формальные требования к оформлению писем;
- Не используйте слишком много цитат. Задача отправителя – сделать письмо максимально легким для восприятия. Отправка множества предыдущих фраз, длинные цитаты усложняют понимание текста. Возрастает вероятность, что человек просто откажется от прочтения сообщения;
- Подписаться нужно обязательно. Каждое письмо, отправленное через сеть, должно начинаться с приветствия и заканчиваться подписью отправителя. В подписи необходимо указать контакты для связи, имя, название фирмы.
Что такое сетевой этикет – кратко о запретах в сети
Существует ряд запретов при общении через Интернет. Пользователям необходимо отказаться от:
- Использования чатов, тематических форумов, комментариев для обсуждения отвлеченной тематики;
- Проведения обманных операций, использования ложной информации для получения денежных средств;
- Создания конфликтных ситуаций, разжигания национальной, политической, гендерной вражды;
- Использования ненормативного лексикона.