Одной из важнейших задач в воспитании личности - помочь человеку справляться с негативными эмоциями, которые штурмуют личность изнутри, разрушают снаружи. Если пустить всё на самотёк, то сложности начинаются у обеих сторон: родителей и детей.
Не будем ходить вокруг да около, перейдём сразу к инструментам и обсудим для чего они нужны.
1. Карта динамического наблюдения
На листе бумаги необходимо начертить таблицу, где столбцы - это часы, а строки дни недели. И соответственно на месяц будет 4 таких таблицы. Важно вести эту таблицу минимум месяц. В идеале 2-3 месяца и картина будет понятна и ясна.
Красным цветом в таблице закрашивайте время каждый день недели, когда случился каприз или истерика. Внизу примечанием пишите, что послужило причиной. Если таблица большая, то можно и в клеточке, конечно.
Таким образом вы проанализируете тригеры, провоцирующие изменение состояния, а также скорее всего получится проанализировать и своё поведение, как родителя.
2. Прописывание ситуации, в виде ответа на вопрос "Что происходит сейчас?"
Для анализа вспышки, как своей, так и ребёнка необходимо изначально определить собственное состояние и задать вопросы, которые помогут просчитать шаги для дальнейших действий:
а) в норме ли я?
б) нахожусь ли я в достаточно ресурсном состоянии?
в) каковы мои эмоции сейчас?
г) может быть я "словил" что-то с лестницы в агрессии?
После того, как свои чувства и эмоции проанализированы, приступаем к анализу действий, чувств ребёнка:
а) как он себя чувствует?
б) он в норме?
г) это кризис или ситуативный гнев?
д) с чем связано плохое настроение?
Следующим шагом необходимо проанализировать то, что было перед вспышкой:
а) изменение темпа речи или её полное отсутствие;
б) появление специфических выражений;
в) какие-то подёргивания, подпрыгивания или иные жесты;
г) излишний аппетит и др.
Стоит хорошо запомнить в каких ситуациях ребёнок начинает взрываться - они будут являться нормативными конфликтами.
Нормативные конфликты - это те ситуации, в которых вспышки гнева повторяются из дня в день.