Найти тему

Послевоенный СССР глазами знаменитого американского писателя

Стейнбек и Капа в номере московской гостиницы
Стейнбек и Капа в номере московской гостиницы

В 1947 году американский писатель Джон Стейнбек в сопровождении с фотографом Робертом Капой приехали в СССР с сорокадневным визитом. После выхода этой книги их обвиняли в сочувствии коммунизму — на западе это могло повлечь за собой проблемы вплоть до уголовного преследования. Хотя ни Стейнбек, ни Капа коммунистами вовсе не были — им было просто любопытно посмотреть, как же на самом деле живут люди за "железным занавесом".

Москва, Ленинские горы, 1947
Москва, Ленинские горы, 1947

Они побывали в Москве, Тбилиси, Сталинграде и Киеве. Сталкивались с русской бюрократией и знакомились с русскими людьми, Стейнбек записывал все в дневник, Капа фотографировал.

Поразила американцев как русская бюрократия, как и то, что они назвали "русским гамбитом": человек, с которым вы хотите встретиться в государственном учреждении, «вышел», «плохо себя почувствовал», «лег в больницу» или «в отпуске». И эта игра может продолжаться годами. Выход один — расслабиться.

-3

Путешественников много и охотно угощали. В доме одного из украинских колхозников Капа заметил, что люди редко пьют за что-то личное, практически все тосты были за что-то глобальное: за мир во всем мире, чтобы не было войны...

«Мы предложили выпить за здоровье этой семьи и за процветание хозяйства, а крупный мужчина в конце стола встал и выпил за память Франклина Рузвельта».
портрет украинской колхозницы
портрет украинской колхозницы

Потряс американцев Сталинград, медленно, но верно восстанавливающийся из руин, в которые был превращен во время войны.

"Из окон нашей комнаты мы наблюдали, как из-за большой груды обломков неожиданно появлялась девушка, на бегу в последний раз проводившая по волосам расческой. Опрятно и чисто одетая, она пробиралась через сорняки, направляясь на работу. Как это удавалось женщинам, мы не понимали, но они, живя под землей, ухитрялись опрятно выглядеть и сохранить гордость и женственность. Хозяйки выходили из своих укрытий в белых платочках и с корзинками в руках шли на рынок. Все это казалось странным и героическим шаржем на современную жизнь"

-5

Перед самым отъездом выяснилось, что вывезти пленки, остнятые Капой, из страны нельзя, пока их не посмотрят. Фотограф очень переживал, клялся, что без пленок не уедет из страны, а в конце концов мрачно поинтересовался, нельзя ли самому себе отрубить голову на том месте, что отведено для казни на Красной площади». В итоге выяснилось, что забрали не так много: пленку с безумной девочкой из Сталинграда, пленки со снимками пленных немецких солдат и те снимки, ан которых были "топографические подробности".

-6
"Как и ожидалось, мы увидели, что русские — это тоже люди, и, как и все остальные, они очень хорошие. Те, с кем мы встречались, ненавидят войну, а хотят они того, чего хотят все: жить хорошо, со все большим комфортом, в безопасном мире».

Интересно, что полностью"Русский дневник" Стенйбека впервые вышел в России... в 1989 году.

Очень увлекательная книга оказалась. Всегда интересно, как же воспринимают русских со стороны - и эти заметки-взгляд на жизнь поколения наших дедов и бабушек безусловно стоят того, чтобы их прочитали.