Дорогие мои читатели, мы привыкли думать, что объективное это реально существующее независимо от состояния сознания. В ф илософии объективным называют т о, что существует вне человека, независимо от его сознания, воли, желания [Объективный / Академик [Сайт] / URL : https:// dic. academic. ru/ dic. nsf/ dmitriev/3035/объективный ] . Когда мы говорим о материальных вещах, то здесь как будто все понятно и предметы (или вещи) как материальные образования устойчиво существуют в окружающем мире независимо от того осознает их кто-то или нет. Доказательства этого факта можно получить несколькими способами и с нескольких уровней реальности. Наши органы чувств (если они нормально функционируют) приносят нам знания об этом. Приборы, расширяющие возможности биологических органов восприятия человека, фиксируют какие-либо стороны материальной реальности. Группы людей подтверждают это, ощущая непосредственно данные материальные образования, или ученые, которые могут посредством приборов повторять опыты, уже кем-то проведенные. А как быть с вещами, которые появляются в психике и становятся реальными во внутреннем мире, когда внутрипсихические феномены действительно существуют только для того, кто их переживает субъективно, но вызывая разнообразные психические (эмоциональные, интеллектуальные и т.п.), физиологические (изменение просвета сосудов, температуры тела и т.п.), биохимические (например, изменение количества глюкозы в крови) и другие разнообразные биопсихические явления? Но в рамках данного размышления мы не будем касаться биологических аспектов объективно проявляющихся внутренних феноменов. Целью настоящего исследования является попытка осознания возможности определения критериев объективно проявляющегося в психике человека.
Проблема определения объективного для психики или внутрипсихических переживаний может найти неожиданное решение при осмыслении самого понятия, которое имеет несколько значений, причем каждое из которых имеет смысл в своей сфере реальности.
Как мы делаем заключение о том, что этот мир объективен и существует объективно? Есть ли что-то в мире, независимое от человека и его психических особенностей. Какие свойства предметов, явлений, событий нам доказывают это? Скорее всего когда мы готовы ответить на вопрос, что нечто есть, тогда мы соглашаемся в том аспекте, что мы имеем информацию от наших органов чувств, которая подтверждает, что нечто действительно существует. Иными словами факт существования служит для нас доказательством объективности. Наиболее веским доводом в этом может служить форма. Но, вероятно истина верна только при условиях, которые являются оптимальными для восприятия информации посредством определенного вида органов чувств. Например, для зрения необходима достаточная освещенность – в темноте мы не сможем удостовериться в факте объективности. А если мы начнем собирать факты о цвете, например, то окажется так, что каждый человек по-разному начнет не только называть, но и воспринимать цветовые параметры объекта. Игра цвета еще больше зависит от различных условий как физических, так и психических. Но представим некие идеальные условия, в данном случае наличие освещения. Тогда наиболее доказательным будет ответ на вопрос о форме, о базовом цвете и так далее подключая ощущение всех чувствующих систем человеческого организма. Анализируя объективность мы можем только отвечать на вопрос о существовании, а о том, какое оно и как выглядит или воспринимается мы уже будем судить с определенной долей субъективности. Поэтому индикаторами для объективности внешнего будет ответ на вопрос «есть или нет?». И отвечать на него нам помогают органы чувств.
Продолжение статьи находится здесь Критерии объективного в субъективном
А пока я с вами прощаюсь до нового желания поразмышлять. Всех люблю)))
Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки!
Моя группа Вконтакте Практика преображения / Психолог Ирина Ильиных
Моя страничка в Инстаграм https://www.instagram.com/ ilinykh8777