Найти тему
Однокласница

Рецензия на повесть Олеся

Куприн — король русской прозы 20 века. Он писал замечательные рассказы и повести о любви, об армии и ещё на многие другие темы. А также он писал рассказы для детей, в которых говориться о жизни животных.

Повесть "Олеся"  иллюстрации из книги
Повесть "Олеся" иллюстрации из книги

В повести «Олеся» автор рассказывает, о молодом дворянине Иване Тимофеевиче, который приезжает по делам в дикую глухую деревушку под названием Переброды. Заблудившись в лесу, он случайно знакомиться с красивой темноволосой девушкой Олесей, которая живёт со своей бабкой старой колдуньей Майнулихой в маленькой избушке в лесу, недалеко от Перебродов. Иван и Олеся влюбляются друг в друга. И всё это происходит на фоне девственной природы с её красивыми пейзажами, которые так умело описал Куприн в своём произведении.

Олеся - дитя природы иллюстрация
Олеся - дитя природы иллюстрация

Олеся — истинно лесной человек, дитя природы. Она любит всё, что её окружает: растения, деревья, животных, птиц и прочих тварей, и они отвечают ей тем же. Олеся и природа, как-бы два составляющих единого живого организма, гармонично взаимодействующих между собой. Олеся олицетворяет собой саму природу, такую чистую и непорочную, что хочется к ней прикоснуться, как к какому-то великому благу. Она живёт по законам леса, символизируя собой желание человека быть ближе к природе, с её духовным и материальным воздействием, дающим здоровье и бодрость духа.

Иван Тимофеевич полная противоположность Олеси. Он типичный представитель городской цивилизации, с её губительной суетой и бессмысленными развлечениями. Он, как герой рассказа «Тёмные аллеи», не может даже представить Олесю своей женой. Та великая любовь, зародившаяся в их сердцах, была для Ивана Тимофеевича возможна лишь только в Перебродах на фоне природы, где жизнь казалась, не жизнью, а какой-то сказочной несбыточной мечтой.

Олеся и Иван Тимофеевич кадры из фильма
Олеся и Иван Тимофеевич кадры из фильма

Олеся сделала всё возможное, чтобы спасти свою любовь. Она была готова пожертвовать своей вольной жизнью. Была готова принять христианство, чтобы выйти замуж за Ивана. И даже хотела поехать с ним жить в город, хотя не имела о городе чёткого представления. И всё ради того, чтобы быть с любимым мужчиной.

Но Иван Тимофеевич оказался никчёмным, слабым, безвольным, зависящим от условностей. Ему было стыдно привезти в город необразованную дикую девушку, да ещё и жениться на ней. «А что люди скажут? А как же она будет принимать гостей или организовывать балы, если совсем не имеет об этом никакого представления? Да и вообще, сможет ли она выжить в городе?» - думал он. Ну а на счёт того, чтобы самому остаться в Перебродах, чтобы пожертвовать всем ради любви, для него не могло быть и речи. Одно дело недолгое пребывание в глухом лесу на юге России, но совсем другое дело остаться там без всяких удобств на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, узнав получше Ивана Тимофеевича, сразу становиться понятно, что их с Олесей любовь заранее обречена.

Иван Тимофеевич из кинофильма "Олеся"
Иван Тимофеевич из кинофильма "Олеся"

Мне очень понравилась эта повесть. Особенно её главная героиня — сама Олеся. Хотя в Перебродах её ненавидели и считали колдуньей, она всё равно была гораздо лучше и нравственно чище любой женщины из Перебродов, так как те были злыми, завистливыми и любили посплетничать.

В этой повести меня глубоко задело, что деревенские женщины, будучи православными христианками и считающие себя истинно верующими, напали на Олесю прямо возле церкви, хотя Олеся имела полное право не только войти в церковь, но и даже принять крещение. Потому что церковь всегда должна быть открыта для тех, кто ищет Бога и православную веру. Из-за своих предрассудков, что Олеся колдунья и якобы желает им зла, они сами становятся ещё более злыми, чем то, какой они её себе представляли. На самом же деле Олеся не была злой, она была исключительно добрым и безобидным человеком. Но женщины не хотели этого видеть и знать, у них было своё о ней мнение, которое они не собирались менять. Им нужен был такой человек, которого всегда можно было бы обвинить во всех своих бедах.

Женщины прогоняют Олесю, иллюстраци из книги
Женщины прогоняют Олесю, иллюстраци из книги

Когда они, словно мегеры, накинулись на Олесю, то в тот момент я подумала, что они и есть, те самые, настоящие ведьмы и слуги дьявола, лицемеры, а Олеся — есть мученица и в душе истинно верующий человек. Потому что на самом деле, важны не формальности, крещёный ты человек или нет, а то как ты ощущаещь себя в душе и как поступаешь, чисты ли твои помыслы и поступки или нет, а Бог он сам разберётся кто прав, а кто виноват и осуждать других, тем более из-за своих предрассудков это совсем не по-христиански. «Не судите и не судимы будете».

По моему мнению, все люди в этой повести, которые хоть как-то связаны с цивилизацией, даже такой примитивной, как в Перебродах, поддавшись её жестоким законам, являются жалкими, ничтожными существами. Это, и Иван Тимофеевич, не желающий бороться за свою любовь, и люди, живущие в деревне, которые готовы «заискивать» и «стелиться» перед любым, у кого есть хоть какие-то маломальские деньги, называя его «панычем», и злые, завистливые женщины, напавшие на Олесю.