Куприн — король русской прозы 20 века. Он писал замечательные рассказы и повести о любви, об армии и ещё на многие другие темы. А также он писал рассказы для детей, в которых говориться о жизни животных.
В повести «Олеся» автор рассказывает, о молодом дворянине Иване Тимофеевиче, который приезжает по делам в дикую глухую деревушку под названием Переброды. Заблудившись в лесу, он случайно знакомиться с красивой темноволосой девушкой Олесей, которая живёт со своей бабкой старой колдуньей Майнулихой в маленькой избушке в лесу, недалеко от Перебродов. Иван и Олеся влюбляются друг в друга. И всё это происходит на фоне девственной природы с её красивыми пейзажами, которые так умело описал Куприн в своём произведении.
Олеся — истинно лесной человек, дитя природы. Она любит всё, что её окружает: растения, деревья, животных, птиц и прочих тварей, и они отвечают ей тем же. Олеся и природа, как-бы два составляющих единого живого организма, гармонично взаимодействующих между собой. Олеся олицетворяет собой саму природу, такую чистую и непорочную, что хочется к ней прикоснуться, как к какому-то великому благу. Она живёт по законам леса, символизируя собой желание человека быть ближе к природе, с её духовным и материальным воздействием, дающим здоровье и бодрость духа.
Иван Тимофеевич полная противоположность Олеси. Он типичный представитель городской цивилизации, с её губительной суетой и бессмысленными развлечениями. Он, как герой рассказа «Тёмные аллеи», не может даже представить Олесю своей женой. Та великая любовь, зародившаяся в их сердцах, была для Ивана Тимофеевича возможна лишь только в Перебродах на фоне природы, где жизнь казалась, не жизнью, а какой-то сказочной несбыточной мечтой.
Олеся сделала всё возможное, чтобы спасти свою любовь. Она была готова пожертвовать своей вольной жизнью. Была готова принять христианство, чтобы выйти замуж за Ивана. И даже хотела поехать с ним жить в город, хотя не имела о городе чёткого представления. И всё ради того, чтобы быть с любимым мужчиной.
Но Иван Тимофеевич оказался никчёмным, слабым, безвольным, зависящим от условностей. Ему было стыдно привезти в город необразованную дикую девушку, да ещё и жениться на ней. «А что люди скажут? А как же она будет принимать гостей или организовывать балы, если совсем не имеет об этом никакого представления? Да и вообще, сможет ли она выжить в городе?» - думал он. Ну а на счёт того, чтобы самому остаться в Перебродах, чтобы пожертвовать всем ради любви, для него не могло быть и речи. Одно дело недолгое пребывание в глухом лесу на юге России, но совсем другое дело остаться там без всяких удобств на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, узнав получше Ивана Тимофеевича, сразу становиться понятно, что их с Олесей любовь заранее обречена.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно её главная героиня — сама Олеся. Хотя в Перебродах её ненавидели и считали колдуньей, она всё равно была гораздо лучше и нравственно чище любой женщины из Перебродов, так как те были злыми, завистливыми и любили посплетничать.
В этой повести меня глубоко задело, что деревенские женщины, будучи православными христианками и считающие себя истинно верующими, напали на Олесю прямо возле церкви, хотя Олеся имела полное право не только войти в церковь, но и даже принять крещение. Потому что церковь всегда должна быть открыта для тех, кто ищет Бога и православную веру. Из-за своих предрассудков, что Олеся колдунья и якобы желает им зла, они сами становятся ещё более злыми, чем то, какой они её себе представляли. На самом же деле Олеся не была злой, она была исключительно добрым и безобидным человеком. Но женщины не хотели этого видеть и знать, у них было своё о ней мнение, которое они не собирались менять. Им нужен был такой человек, которого всегда можно было бы обвинить во всех своих бедах.
Когда они, словно мегеры, накинулись на Олесю, то в тот момент я подумала, что они и есть, те самые, настоящие ведьмы и слуги дьявола, лицемеры, а Олеся — есть мученица и в душе истинно верующий человек. Потому что на самом деле, важны не формальности, крещёный ты человек или нет, а то как ты ощущаещь себя в душе и как поступаешь, чисты ли твои помыслы и поступки или нет, а Бог он сам разберётся кто прав, а кто виноват и осуждать других, тем более из-за своих предрассудков это совсем не по-христиански. «Не судите и не судимы будете».
По моему мнению, все люди в этой повести, которые хоть как-то связаны с цивилизацией, даже такой примитивной, как в Перебродах, поддавшись её жестоким законам, являются жалкими, ничтожными существами. Это, и Иван Тимофеевич, не желающий бороться за свою любовь, и люди, живущие в деревне, которые готовы «заискивать» и «стелиться» перед любым, у кого есть хоть какие-то маломальские деньги, называя его «панычем», и злые, завистливые женщины, напавшие на Олесю.