Найти тему

Автоматическая пушка Беккера: предшественница "эрликонов".

Приветствую вас друзья! Германское вундерваффе начала XX века, ставшее прародителем целого семейства автоматических пушек.

Зенитный вариант 20-мм пушки Беккера, Западный фронт, 1918 год.
Зенитный вариант 20-мм пушки Беккера, Западный фронт, 1918 год.

Конструкция пушки была разработана германскими инженерами братьями Кёндерс в 1913 году. Тогда же она была запатентована на имя владельца завода Stahlwerke Becker AG доктора Рейгольда Беккера. В следующем году пушку изготовили в металле и провели испытания. На том и остановились - военные поначалу не проявили особого интереса к новой разработке.

Но уже в 1915 году ситуация резко поменялась. В июне военное министерство выработало требования к малокалиберной авиапушке, калибром не более 37 мм, массой до 70 кг, и возможностью ведения огня очередями по десять выстрелов. Тут-то и вспомнили о пушке Беккера.

Общий вид бомбардировщика Gotha G.1. Справа - пушка Беккера на испытаниях.
Общий вид бомбардировщика Gotha G.1. Справа - пушка Беккера на испытаниях.

В качестве испытательной платформы был выбран тяжелый бомбардировщик Gotha G.1. Итоги их оказались не удовлетворительными: пушка была сыровата. Однако военные оценили заложенный в конструкции потенциал и отправили её на доработку специалистам государственного арсенала в Шпандау.

Автоматическая пушка Беккера , Германия, 1914 год. Длина пушки: 1370 мм Длина ствола: 800 мм (40 клб.) Масса пушки (полная): 30 кг Темп стрельбы: 350 выстр/мин. Начальная скорость снаряда: 500 м/с.Дульная энергия: 1790 кгм. Масса снаряда: 140 г. На рисунке справа -турельная установка.
Автоматическая пушка Беккера , Германия, 1914 год. Длина пушки: 1370 мм Длина ствола: 800 мм (40 клб.) Масса пушки (полная): 30 кг Темп стрельбы: 350 выстр/мин. Начальная скорость снаряда: 500 м/с.Дульная энергия: 1790 кгм. Масса снаряда: 140 г. На рисунке справа -турельная установка.

Состоявшиеся повторные испытания прошли успешнее и в июне 1916 года фирма Беккера получила заказ на производство 120 пушек. В августе прошли испытания первых пяти серийных образцов. Орудие вело огонь новыми трассирующими осколочно-фугасными снарядами. Наблюдались проблемы с подачей боеприпасов - пришлось дорабатывать конструкцию магазина. В ноябре 1916 года появилась версия Becker Type M2 на которой все "детские болезни" были устранены.

Продольный разрез автоматической пушки Беккера
Продольный разрез автоматической пушки Беккера

По конструкции пушка представляло собой автоматическое оружие, действующее на принципе свободного затвора при неподвижном стволе. Стрельба велась с открытого затвора, наподобие как у пистолетов-пулеметов: при нажатии спуска, затвор, находящийся в крайнем заднем положении, движется вперед под действием пружины, подхватывет патрон из магазина и досылает его в ствол. Ещё до полного закрытия затвора ударник накалывает капсюль инициируя его воспламенение, при этом патрон и затвор продолжают движение вперед. Затем под действием отдачи происходит движение затвора назад и цикл повторяется.

Схема действия механизмов пушки Беккера
Схема действия механизмов пушки Беккера

Для стрельбы пушка использовала унитарные выстрелы калибра 20х70 мм. Гильза без закраины, диаметр её фланца меньше диаметра корпуса гильзы.

Выстрелы к пушке Беккера: вверху - с бронебойным снарядом, внизу - с осколочным снарядом с головным взрывателем.
Выстрелы к пушке Беккера: вверху - с бронебойным снарядом, внизу - с осколочным снарядом с головным взрывателем.

В начале 1917 года между промышленниками и военным министерством было достигнуто соглашение о "разделении труда", по которому фирма Stahlwerke Becker AG продолжала делать пушки для авиации, а арсенал в Шпандау и фирма MAN, для сухопутных сил. Сухопутные войска планировали использовать пушку в качестве зенитной, а также для борьбы с новым врагом - танками. В Шпандау была создана новая версия Type M3, отличавшаяся от М2 несколько меньшим темпом стрельбы (300 выстр./мин) и большим весом (42 кг.)

В авиации пушка устанавливалась на турелях и применялась на бомбардировщиках и штурмовиках. В частности на двухмоторном бомбардировщике Friedrichshafen G.III, планировалось что на обратном пути после бомбежки самолет сможет использовать пушку для острела наземных целей.

Слева пушка Беккера установленная вместе с авиационным пулеметом "Парабеллум" LMG14 в кабине самолета. Справа бомбардировщик Friedrichshafen G.III
Слева пушка Беккера установленная вместе с авиационным пулеметом "Парабеллум" LMG14 в кабине самолета. Справа бомбардировщик Friedrichshafen G.III

Также пушкой Беккера оснащался штурмовая версия бомбардировщика AEG G.IV - AEG G.IVk. Эта модификация несла бронирование предназначалась для атак наземных целей. Пушка устанавливалась в носовой части в подвижной установке.

Двухмоторный AEG G.IV с установленной в носовой части пушкой Беккера
Двухмоторный AEG G.IV с установленной в носовой части пушкой Беккера

Делались попытки установки орудия и на одномоторных самолетах, в частности на штурмовике Albatros J.1. Пушка ставилась по левому борту у кабины летнаба, в борту в специальном вырезе. Установка получилась неудачной: сектор обстрела очень ограниченным и строго по наземным целям, кроме того, много неудобства доставляла смена магазина. Было вооружено таким образом небольшое количество самолетов.

-9

Кстати говоря, "Альбатрос" был первым самолетом применившим орудие в бою. Он же "подарил" пушку союзникам: один из вооруженных ею самолетов был сбит французским истребителем. Специалисты по вооружению союзников были очень взволнованы тем, что такое современное оружие попало в их руки. Хотя самолет загорелся и все боеприпасы были уничтожены, само орудие, гибко закрепленное на одном коромысле, было спасено и продемонстрировано высокопоставленным офицерам армий Антанты.

Попытки установки на истребителях оказались неудачными и дальше испытаний не продвинулись.

На сухопутном фронте пушка использовалась как зенитная . Были случаи установки на бронеобъекты, в частности есть фото трофейного русского бронеавтомобиля "Паккард" перевооруженного этой пушкой вместо 37-мм автомата Максима.

Бывший русский бронеавтомобиль "Паккард" захваченный немцами в 1918 году. Основное вооружение из 37-мм автоматической пушки Максима было заменено на 20-мм пушку Беккера. Плюс добавился пулемет MG.08 со щитком на крыше кабины.
Бывший русский бронеавтомобиль "Паккард" захваченный немцами в 1918 году. Основное вооружение из 37-мм автоматической пушки Максима было заменено на 20-мм пушку Беккера. Плюс добавился пулемет MG.08 со щитком на крыше кабины.

После сражения под Камбрэ, где союзники применили более 300 танков, германское командование осознало степень опасности этих боевых машин и срочно потребовало доработать пушку Беккера в целях использования в качестве скорострельного малокалиберного противотанкового орудия. Для установки сконструировали станок-треногу, инженерам удалось довести начальную скорость снаряда до 700 м/с, стрельба велась бронебойными снарядами (стальная болванка). К каждой пушке полагался боекомплект из 1800 бронебойных мелкокалиберных снарядов, которые умещались в двадцати магазинах. Расчет каждого орудия состоял из 4 человек.

Противотанковая версия пушки Беккера
Противотанковая версия пушки Беккера

Однако выяснилось, что эффективно стрелять было возможно только одиночными выстрелами, так как стрельба в автоматическом режиме сильно затрудняла прицеливание - станок не обеспечивал достаточной устойчивости. Это и послужило причиной снятия пушки с вооружения - 200 уже поставленных в войска орудий были изъяты и отправлены на склады. Об этом пришлось пожалеть летом 1918 года во время летнего наступления союзников.

Расчет противотанковой пушки Беккера демонстрирует различные положения для стрельбы из пушки Беккера установленной на треножном станке. Верху - сидя, внизу - лежа
Расчет противотанковой пушки Беккера демонстрирует различные положения для стрельбы из пушки Беккера установленной на треножном станке. Верху - сидя, внизу - лежа

Точное число произведенных пушек Беккера неизвестно: 428 было сделано по отчетам фирмы MAN, 111 штук сдал завод Беккера. 362 пушки по окончании войны попали в руки стран Антанты в качестве трофеев.

После поражения в войне Германия была лишена возможности развивать целый ряд военных технологий. В 1921 году патент на пушку Беккера был передан швейцарской фирме SEMAG, которая разработала свою версию под новый более мощный патрон 20х100 BR. В 1924 году фирма разорилась и была поглощена другой швейцарской компанией - "Эрликон" (Oerlikon), завод которой располагался в одноименном предместье Цюриха. Новые производители добавили ещё одну модификацию в линейку уже существующих, под ещё более мощный боеприпас калибра 20х110 BR. В конце 1920-х годов все три версии производимые компанией как Oerlikon F (20x70 BR), Oerlikon L(20х110 BR), Oerlikon S (20х110 BR) предлагались как во варианте авиационных, так и зенитных и противотанковых пушек. Все три версии активно продолжали совершенствоваться в течении тридцатых годов в направлении увеличения скорострельности и начальной скорости снаряда, а также снижения массы и широко использовались уже во Второй мировой войне.

Наследник пушки Беккера - 20-мм зенитный автомат "Эрликон" на британском военном корабле, 1943 год.
Наследник пушки Беккера - 20-мм зенитный автомат "Эрликон" на британском военном корабле, 1943 год.

Вот так, удачная конструкция, разработанная германскими инженерами в начале прошлого столетия хоть и прожила в первозданном виде относительно короткую жизнь, но дала многочисленное "потомство".

Источники: Anthony G. Williams, Dr. Emmanuel Gustin, "Flying Guns World War I, Development of aircraft guns, ammunition and installations 1914-32", P.M. Grosz "AEG G.IV"/"Windsock datafile 51", Anthony G Williams"THE CANNON PIONEERS: The early development and use of aircraft cannon" (article), А.В. Васильченко "Фаустники" в бою", В. Обухович, А. Никифоров "Самолеты Первой мировой войны", С. Кирилец ''Бронеавтомобили второго рейха''

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии - это поможет развитию канала ! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!