Спешу сообщить подписчикам важную новость о публикации моей статьи в серьезном научном журнале "Экономический профессиональный журнал" (№2, 2021). Желающим ознакомиться с ней детально даю ссылку:
А здесь изложу основное.
В рамках провозглашенного авторитетным исследователем экономики П.Самуэльсоном курса на неоклассический синтез предлагается теория, преследующая цель более существенно детализировать механизм рыночного хозяйства, расчленить его на естественные наблюдаемые фрагменты для более углубленного и специализированного исследования.
Такое свойство рыночного хозяйства, как стремление к равновесию, позволяет науке обнаруживать оптимальные «предельные» соотношения различных характеристик предложения и спроса. Пронизывающая рынок естественная тенденция стремления к предельному оптимуму позволяет также успешно использовать в современной экономической науке всевозможные средние величины: средняя зарплата работников в отрасли, средняя потребительская корзина, средняя скорость товарооборота, средние издержки на производство или транспортировку товара, средняя стоимость основных производственных фондов, средний уровень доходов каждого из факторов производства, норма прибыли на вложенный капитал, и пр. У приверженцев трудовой теории стоимости фигурируют еще такие средние как «абстрактный труд» (усредненный расход труда для текущих условий производства в конкретном обществе) и «стоимость», как общественно необходимый труд, воплощенный в товаре.
Однако есть проблема: оперирование средними величинами бывает оправдано лишь на достаточно однородной массе объектов. Современный рынок в целом на микроуровне не слишком однороден, поэтому потенциал полезного использования средних величин представляется, на первый взгляд, довольно ограниченным.
Но из этой ситуации есть достойный выход. Он основан на известных социологических наблюдениях и исследованиях.
На основе социологических опросов У.Л. Уорнером был предложен вариант социальной стратификации (от лат. stratum - «слой»), который сегодня довольно популярен в США:
высший высший класс : руководитель общенациональной корпорации, совладелец крупной фирмы, высший военный чин, федеральный судья, крупный архитектор, известный врач, архиепископ;
высший класс : руководитель средней фирмы, врач с частной практикой, адвокат, преподаватель университета;
высший средний класс : преподаватель муниципального колледжа, менеджер среднего звена, учитель средней школы;
средний средний класс : банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, менеджер супермаркета, квалифицированный столяр;
низший средний класс : автомеханик, парикмахер, бармен, квалифицированный рабочий, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика;
средний низший класс : среднеквалифицированный рабочий, водитель такси;
низший низший класс : посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, дворник, мусорщик, неработающие, полностью зависящие от программ государственного вспомоществования.
Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими членами общности, то есть их репутации. Его схема удивительным образом похожа на схему, предложенную еще в 1927 году основателем теории социальной стратификации русско-американским социологом Питиримом Сорокиным. При этом в качестве одного из основных видов социальной стратификации этот известный социолог как раз выделял экономическую стратификацию, расслоение населения по уровню доходов. Нечто подобное наблюдается и во всех прочих странах, в том числе и в России .
Из таблиц и диаграмм наглядно вырисовывается факт весьма существенного расслоения населения по уровню доходов. Соответственно уровню доходов людей, как правило, варьируется и размер их потребительской корзины. А это уже наводит на вывод о возможности детализировать пространство рынка с учетом его градации по уровню затрат на потребление, характерных для разных имущественных категорий населения. Речь идет о дифференцировании рынка по слоям доходности и уровня потребления, о послойном его препарировании. Надо ли говорить, насколько плодотворно послойное препарирование в биологии, геологии, археологии и социологии. Имеются все основания применить этот метод в исследовании рыночной экономики.
Не секрет, что, имея одни и те же общие для каждого человека базовые потребности, люди разных имущественных категорий населения покупают товары сходного предназначения, весьма существенно отличающиеся по цене и качеству. Зачастую они совершают покупки в специально ориентированных на уровень их потребления магазинах. И здесь мы на практике обнаруживаем существование своеобразной горизонтальной социальной сцепки: потребители осознанно или неосознанно разбиваются на довольно обособленные группы, стремятся концентрироваться в довольно узко очерченной нише наиболее близкого к ним уровня доходности, тяготеют в своем «потребительском поведении» к примыканию к той или иной довольно четко оформленной социальной прослойке в своем окружении.
Немецкий социолог М. Вебер определял подобный феномен, как стремление к концентрации индивидов, помимо обычных экономических классов, в особые статусные группы с общим образом жизни, мировоззрением, ценностями и уровнем привилегий. Фактически следует вести речь о формировании вполне четко очерченных автономных слоев или этажей потребления, последовательно оформившихся вдоль шкалы имущественного уровня. Потребительский рынок предстает в виде вертикально выстроенной прерывистой дискретной слоистой структуры. Данный феномен является давно и многократно отмечаемым даже в художественной литературе, где детально - драматически или комически - обыгрывается ситуация перехода того или иного персонажа на смежный или отдаленный этаж потребления.
Достоин особого исследования вопрос о причине подобной дискретизации. На первый взгляд, это может быть задача для психологов и социологов. По-видимому, играет роль некая социальная сцепка, стремление каждого отдельного потребителя прибиться к своему четко определенному статусному этажу. У потребителей складывается стереотип поведения на рынке и в быту, стереотип потребления и набор соответствующих стандартов. Возможно, стремление примкнуть к определенному слою, идентифицировать себя с ним сокрыто в психологии, в тяге к стабилизации уровня самооценки, в реализации личностных амбиций.
Вполне возможно, дискретизации в какой-то степени способствуют производители, которые технологически и финансово не в состоянии предоставлять на рынке непрерывную ценовую шкалу товаров и услуг сходного предназначения. Не секрет, что на каждом таком относительно автономном этаже, как правило, концентрируются свои производители, свои торговцы, свои сети распределения, свои точки сбыта, свои службы маркетинга и рекламы, свои ниши и структуры организации отдыха, досуга и развлечений. Даже круг общения большинства обитателей ограничивается рамками своего слоя-этажа. Все прочие агенты-участники также стараются в своем поведении и своих действиях придерживаться рамок своего этажа. Можно вести речь об определенной автономии жизни каждого слоя, отдельной экономике каждого слоя. Разумеется, эта автономия относительна, слои все же взаимодействуют между собой через общие средние для всей экономики.
Таким образом, стратификация потребительского рынка оказывает формирующее влияние на весь рынок. Учитывая запросы потенциальных потребителей, производители специализируют-предназначают свои товары для каждого отдельного этажа-слоя. Они концентрируют внимание на потребительских предпочтениях и вкусах своего слоя и стремятся соответственно сориентировать и настроить свое производство. При этом есть «свои» производители, специализирующиеся только на товарах или услугах одного слоя. Это, как правило, небольшие фирмы: ювелиры, производители изящных украшений и предметов интерьера, ландшафтные дизайнеры, строители дворцов и дорогих особняков для верхних слоев, а также полу-халтурные производители нехитрых поделок и поставщики примитивных услуг для нижних.
Но есть и крупные производители, создающие для нужд каждого этажа отдельные цеха или линии и производящие в попытке охватить всю многоэтажную вертикаль рынка целые «линейки» товаров сходного предназначения с широким разбросом цен. На верхних позициях этих линеек располагаются шикарные модели, сочетающие изысканный комфорт, исключительное качество, чудеса дизайна и множество удобных дополнительных опций. Всё это, разумеется, за особые деньги. На средних позициях актуален вопрос добротности и практичности модели, особое значение придается соотношению цены и качества. На нижних позициях соотношение цены и качества складывается, как правило, уже не в пользу последнего. Здесь понятно поведение покупателей, предпочитающих добротным товарам низкокачественные суррогаты и подделки-имитации.
Сфера услуг, как и товарный рынок, тоже ориентируется на свой этаж потребления. Например, услуги садовника, отбеливания зубов, выгула и стрижки собак, очистки бассейна в гораздо большей степени актуальны для верхних этажей.
В результате этих причин или в итоге их комплексного взаимодействия рынок предстает в виде своего рода слоёного пирога или многоэтажного супермаркета, где отдельные слои-этажи живут своей автономной жизнью.
У отдельных граждан порой случаются значительные изменения в уровне достатка. В этом случае они, как правило, совершают скачкообразный переход на новый уровень потребления, перестраивают свои стереотипы на новый стандарт. Феномен был давно исследован П.Сорокиным и известен как социальная мобильность .
Преимущество теории многоэтажного рынка состоит в том, что она открывает возможности для более детального исследования рынка как по горизонтали - в рамках каждого автономного этажа – так и по вертикали, при сравнительном анализе сквозных межэтажных градаций различных товарных характеристик и потребительских предпочтений. Интересной представляется перспектива анализа пограничных межэтажных дрейфов и скачков в вопросах производства, торговли и потребления. Для каждого слоя интересными могут оказаться факторы, способствующие его стабилизации или, наоборот, диффузному размыванию.
Автором здесь изложена лишь общая методологическая установка, основанная, впрочем, на вполне очевидных жизненных наблюдениях и социологических обобщениях. Ее практической реализацией предстоит заниматься специалистам широкого профиля, оперирующим действенными инструментами анализа и накопленным континуумом реальных статистических данных. Вполне ожидаемо, практическая разработка модели многоэтажного рынка сможет более конкретно выявить, детально локализовать искомые слои-этажи и представить их более точную математическую формализацию.
Важно осознать масштабный потенциал этой теории, способной, на наш взгляд, стать объединяющим началом для огромной армии исследователей в рамках неоклассического синтеза. Прежде всего, открываются расширенные возможности для математического анализа посредством послойного дифференцирования и интегрирования рынка.
В пределах каждого отдельного этажа-слоя складываются вполне однородная практика потребления, социальные поведенческие стереотипы, под которые складываются тоже довольно однородные наборы требований к производимым товарам и предоставляемым услугам. Поэтому здесь можно более активно оперировать средними («необходимыми», «естественными») величинами, нормами-ориентирами, точками равновесия, стандартами, характеризующими экономику каждого отдельного потребительского слоя.
Здесь более узко локализованные рамки и потому более определенно высвечиваемые контуры для построения затратных теорий ценности/стоимости товаров. «Нормировщики» наверняка найдут здесь богатую базу для своих средних величин и их математических представлений и интерпретаций.
С другой стороны, устойчивое равновесное состояние каждого этажа представляет поле для поиска оптимальных характеристик и исследования предельных величин для каждого экономического фактора на каждом потребительском уровне. Открывается огромный объем перспективных исследований для маржиналистов.
В то же время существование многоэтажного рынка в состоянии динамического равновесия таит обширный материал для исследователей динамики взаимных влияний соседних слоев друг на друга и ответов каждого автономного слоя на общие внешние изменения экономических условий. Интерес могут представлять разного рода процессы, вызванные межэтажными дрейфами и диффузиями, методы и инструменты для их регулирования. Здесь богатый материал для кейнсианцев. Кстати, следование уже упомянутым курсом П. Самуэльсона на неоклассический синтез вполне могло бы опираться на опыт сосуществования структурного и динамического разделов в социологии, акцентированных П. Сорокиным, или на разделение социологии на социальную статику и социальную динамику в учении О.Конта.
Специфический экономический климат и особенности политики в разных государствах зачастую способствуют усилению позиций одних имущественных слоев населения и ослаблению других. Соответственно изменяется структура многоэтажного рынка: одни этажи широко разрастаются, другие деградируют. Таким образом, в руках политиков оказывается действенный инструмент регулирования структурных пропорций национальных, региональных и местных рынков. У институционалистов появляется обширный материал для исследования.
Каждый слой-этаж рынка по-своему особенно реагирует на внешние монетаристские воздействия. Здесь интересный материал для монетаристов.
Словом, пора открывать новую страницу в исследовании экономики рынка. Послойное препарирование рынка и его поэтажное исследование, по нашему глубокому убеждению, таят весьма серьезную перспективу более углубленного и эффективного его изучения. Автор ожидает взрывного характера ориентированных в данном ключе исследований, резкого увеличения количества публикаций и защит ученых степеней. Так что, желающие внести свою лепту и подняться на буме исследований – присоединяйтесь!