Задержка или отмена рейса - неприятное событие, которое может надолго выбить из колеи пассажира, особенно летающего не очень часто. Но, тем не менее, различные задержки вылетов по вине авиакомпаний - штатная ситуация и к ней нужно быть готовым.
Итак, что делать, если ваш рейс задержали или отменили и вы узнали об этом в аэропорту.
1. Уточнить у представителя авиакомпании причину задержки рейса - в случае плохих погодных условий или другого форс-мажора авиакомпания ни в чем не виновата.
2. Сохраняйте билеты, посадочные талоны и другие сопроводительные документы, которые у вас есть.
Поставьте на посадочный талон отметку авиакомпании о задержке рейса! Без этой отметки авиакомпании в России могут отказать в компенсации.
3. Не подписывайте ни каких документов и не берите ваучеры на перелеты - из-за этого вам в дальнейшем могут отказать в компенсации.
Вы можете требовать компенсацию, если рейс отменен или перенесен и вы узнали об этом за 14 и менее дней до вылета.
Если авиакомпания заранее связалась с вами и сообщила об отмене рейса, вы можете выбрать один из вариантов:
- полететь другим рейсом, если он предложен, до того же конечного пункта - самый распространенный вариант, если рейс перенесен заранее. Обратите внимание, чтобы при переносе стыковочного рейса вам перенесли и перелет из города вылета и перелет из транзитного пункта. Вы имеете право не соглашаться на предложенный вариант перелета (если вам он категорически не удобен) и перейти сразу к следующему пункту.
- отказаться от перелета и получить деньги за билет. В этом случае компенсация за опоздание не возмещается, так как вы получается деньги за билет обратно.
Какую компенсацию можно получить в России за задержку или отмену рейса по вине авиакомпании?
Итак, при задержке рейса по вине авиакомпании вы имеете право:
- Воспользоваться сервисом в аэропорту: напитки через 2 часа после планируемого отправления по расписанию, горячее питание — через 4 часа, гостиницу и транспорт до нее — через 8 часов днем или 6 часов ночью, звонок родственникам или встречающим, комната матери и ребенка для семей с детьми до 7 лет.
- Получить компенсацию в размере 25 рублей за каждый час опоздания в конечный пункт, но не больше 50% от стоимости билета.
- Получить в качестве компенсации неиспользованную стоимость билета.
- Выбрать другой подходящий рейс из предложенных авиакомпанией.
- Отказаться от перелета.
При выборе рейса на следующий день, авиакомпания возмещает убытки на номер в гостинице, транспорт до места ночлега и обратно, а также вынужденные расходы на предметы первой необходимости.
Причины отмены рейса по вине авиакомпании включают несвоевременное ТО самолета, что привело к его неготовности к вылету, забастовки работников авиакомпании, овербукинг и за это всё полагается соответствующая компенсация.
Читайте также: как получить компенсацию на европейских рейсах
Как получить компенсацию за задержку или отмену рейса?
Покупая билет, вы подписываете с компанией договор на оказание услуг по перевозке. Выполнение этого договора, а также права и обязанности вас и авиакомпании регламентируются Законом о защите прав потребителей, а также Федеральными авиационными правилами. Пункт 74 - об обязанности проинформировать вас о задержке или отмене рейса, пункт 99 — обслуживание в аэропорту, пункт 227 — вынужденный возврат билета, то есть возврат полной суммы, если перевозка задержана или отменена по вине авиакомпании или по другим независящим от пассажира причинам — например, из-за болезни. Кстати, если вас необоснованно долго проверяли в аэропорту, но, при этом, не нашли запрещенных к провозу веществ, вы так же можете рассчитывать на компенсацию.
Какая компенсация положена вам за задержку или отмену рейса?
- 25% МРОТ за каждый час ожидания. Например, если рейс был задержан на несколько часов, а потом и вовсе отменен (ст. 120 ВЗК); Но не более половины стоимости билета!
МРОТ на апрель 2021 года равен 12792 рублей, то есть вы можете рассчитывать на компенсацию 3198 рублей за каждый час задержки;
- Неустойка за опоздание – 3% стоимости билета за каждый час согласно ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
- Также вы можете потребовать возмещение убытков убытков на основании п. 2 ст. 13 все того же закона о защите прав потребителей. Например, если из-за задержки рейса у вас пропали билеты на концерт или пропали оплаченные дни в отеле.
Как потребовать компенсацию за задержку рейса: пошаговая инструкция
- В первую очередь необходимо поставить отметку о задержке рейса на посадочный талон или специальную форму у представителя авиакомпании.
- Можно попробовать решить все в до претензионном порядке - на сайте авиакомпании на сайте найти специальные формы для заполнения (см. разделы «Помощь», «Контакты», «Жалобы», «Обратная связь») и описать вашу ситуацию, приложив скан вашего посадочного талона с отметкой представителя авиакомпании, а также документы об оплате всего того, что вы хотите возместить.
- Если авиакомпания не реагирует на подобное обращение, необходимо отправить претензию на юридический адрес авиакомпании. Пример претензии. Не забудьте указать свои контактные данные! У компании по закону есть 30 дней на то, чтобы ответить на претензию.
- Если авиакомпания не ответила на вашу претензию или ее ответ вас не удовлетворил, можете готовить иск.
- Для взыскания стоимости билета и компенсации через суд понадобится: Исковое заявление;
- Ответ авиакомпании на досудебную претензию (если есть); Копия билета с отметкой об отмене рейса;
- Ранее отправленная претензия с доказательством отправки;
- Документы, подтверждающие расходы на проживание в гостинице, питание, и пр.
- Квитанция об уплате госпошлины не требуется, т.к. по спорам о защите прав потребителей она не взимается.
Если вы не уверены в своих силах, лучше на этом этапе проконсультироваться с юристами, имеющими опыт подобных дел. Так вы сэкономите время и силы.
Компенсация за отмену рейса: пошаговая инструкция
- Если перевозчик сообщил вам об отмене рейса менее чем за 14 дней до перелета, он должен предоставить вам на выбор:
- возврат средств за билет;
- замену рейса на аналогичный.
Чаще всего возврат можно оформить прямо в личном кабинете на сайте авиакомпании, либо по телефону колл-центра. Обычно авиакомпания в СМС-оповещении об отмене рейса указывает варианты того, как можно вернуть деньги.
Если произошла массовая отмена рейсов (как, например, в текущей ситуации с Турцией), пожалуйста, дождитесь смс-оповещения или письма от авиакомпании и не бегите штурмовать офис компании в первых рядах. Офису компании будет сложнее справиться с массовым наплывом пассажиров.
Обратите внимание, что возврат средств может занять длительное время время (до 3 месяцев), однако, многие авиакомпании в России в течении 2020 года существенно упростили варианты возврата и научились возвращать деньги довольно быстро, что не может не радовать.
Если в течении этого времени авиакомпания не вернула вам деньги за отмененный период, то вы вправе сначала отправить досудебную претензию (см. выше - срок ответа 1 месяц) или сразу направить исковое заявление в суд.
Спасибо, что прочитали! Ставьте лайк, оставляйте комментарии и задавайте вопросы!
Вам также может быть интересно: