Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему убили Иисуса Христа? Мнение историка Аркадия Ковельмана

Исследователь раннего христианства Аркадий Ковельман ответил на вопрос "почему убили Иисуса Христа?" в новом выпуске ютуб-канала "Серафим". Ниже приведен отрывок из его речи.

Аркадий Ковельман - историк, переводчик, папиролог, исследователь иудаизма и раннего христианства, доктор исторических наук, профессор.
Аркадий Ковельман - историк, переводчик, папиролог, исследователь иудаизма и раннего христианства, доктор исторических наук, профессор.

«Почему был убит Иисус? Ровно потому, что он был таким, каким он был. Он не был революционером в том смысле, в каком мы это понимаем: он не был партизаном, террористом. Но все, что он говорил, было "поперек шерсти". Притом, что он сплошь и рядом говорил о том, что говорили какие-то школы фарисеев, иногда он совпадал с ессеями, но в основе своих проповедей он был раби.

Давайте я просто попробую процитировать, хотя дословно я процитировать не могу. Он говорил: "Слова фарисеев слушайте, но по делам их не поступайте. Потому что они накладывают на других тяжелые бремена, а сами не хотят поднять пылинку. Они увеличивают свои одежды, они хотят, чтобы им кричали "раби, раби", чтобы они председательствовали в собраниях, возлежали первыми на пирах. Не будьте такими, как они".

Он шел к сути вещей, а суть вещей противоречила традициям и обычаям этого мира. И в этом смысле, извините, исследователь, который осмеливается сказать не то, что говорит научная школа - это "маленький Иисус". Он, конечно, не дотягивает, но он "маленький Иисус", его статью не примут в журнал, потому что она будет совсем другая. Его выгонят с работы.

Плюс к этому было то, что еврейская аристократия, то есть саддукеи, безумно боялись народных восстаний. Боялись правильно, потому что все закончилось Иудейской войной, кошмарной, бесперспективной, разрушением Храма и многочисленными жертвами. Они боялись, поэтому считали, что пусть этот хоть и не призывает к революции, восстанию, но римляне могут подумать, что мы поощряем этого революционера. Поэтому, как сказал первосвященник Каиафа, пусть лучше один человек погибнет, чем весь народ пострадает.

И вот это страшно. Это то, с чем мы имеем дело в мире до сих пор: пусть лучше один человек погибнет, чем весь народ пострадает. В конце концов для нас важна соборность, благосостояние масс, а не вина или жизнь отдельного человека. Иисус выступал за отдельного человека. Если спрашивать о центральной идее Иисуса - это была его центральная идея. Центральная для него проповедь: добрый пастырь, если у него 100 овец и одна овца потерялась, то он бросит 99 овец и пойдет искать одну на склоне холма.

Абсолютно непропорциональная логика, неарифметическая, абсолютный отказ от разумности в отношении ценности маленького человека. Не царя, не праведника, не пророка, а маленького человека толпы. Это гениальная мысль, на мой взгляд, самая гениальная мысль Иисуса.

Она могла возникнуть только в ту эпоху, когда, собственно, возникла толпа - гигантское чудовище, захлестнувшее всю Римскую империю. Когда появились маленькие люди, вырванные из своих общин, своих корпораций, родов. Первое массовое общество. И философы зажимали нос, чтобы не чувствовать вонь от этой массы, которая бесновалась на трибунах амфитеатра и вопила "убей его!". Это сволочи, мерзавцы, это толпа».

Икона Иисуса Христа в образе пастыря.
Икона Иисуса Христа в образе пастыря.

Таким образом, по мнению Аркадия Ковельмана, убийство Иисуса Христа связано с опасениями иудейской элиты. Они боялись, что римская власть может неправильно отреагировать на нового проповедника, а это могло привести к печальным последствиям для Иерусалима и еврейского народа. Поэтому Иисуса принесли в жертву для демонстрации лояльности к римским владыкам.

-3