Всем привет!
У каждого из нас есть свои любимые модели для съёмок. Моя самая большая любовь - птицы, но и мимо памятника я никогда не пройду. Есть у меня такой пунтик=) Петербург утоляет мою тягу к памятникам на все сто процентов. Даже больше. Когда мы первый раз приехали в город, первым делом пошли к Медному всаднику.
И только потом я узнала, что на самом деле памятник изготовлен из бронзы, и что у Петра Первого сердечки в зрачках, а тогда меня просто поразила работа скульптора.
Змея, как будто настоящая, ты чувствуешь её агонию, напряжение в мышцах.
Волнение коня и успокоительный жест Петра. Памятник настолько идеально проработан, что ты ощущаешь силу этой руки. Кажется, ещё мгновение и всадник покинет свой пьедестал. Кстати, памятник мог покинуть своё место в 1812 году, когда из-за войны с Наполеоном, Александр Первый приказал отвести памятник в Вологодскую губернию. Однако, майор Батурин увидел сон и так он в него поверил, что добился встречи с князем Голицыным, чтобы предупредить императора:
Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Пётр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад. Вики
Голицын и Александр поверили в предсказание и памятник остался на своём месте. Давайте вернёмся к моменту создания памятника.
Для поиска камня под пьедестал «Медного всадника» в газете « Санкт-Петербургские ведомости » было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург». Википедия
Гром-камень нашёл и предложил Семён Григорьевич Вишняков, за что и получил 100 рублей. Например, пуд хлеба (16.4 кг) в 1773 можно было купить за 2.19 рубля. В 1769 пуд ржаной муки можно было купить за 8 копеек. Так камень был найден и началась подготовка к доставке этого чуда в столицу.
Непосредственные подготовительные работы к перемещению камня начались 26 сентября 1768 года. Были построены казармы для 400 рабочих, а до берега Финского залива прорублена просека шириной 40 метров и длиной почти 8 км. Далее, вокруг валуна, ушедшего в землю на пять метров, выкопали котлован, тем самым полностью освободив его. От камня отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили его от лишних наслоений, что облегчило груз на примерно 600 тонн. 12 марта 1769 года камень рычагами водрузили на деревянную платформ. Википедия
Только представьте, изначально камень весил 2000 тонн, 13 метров в длину и 8 в высоту! Это примерная высота 3-4 этажного дома. Из-за таких размеров, было специально выбрано холодное время года, чтобы почва подмерзла и могла выдерживать тяжесть. 15 ноября 1769 года началась транспортировка камня. На корабле происходила обтёска камня, пока Екатерина Вторая не запретила это делать.
Позднее часть его была стёсана. Отсечённые части камня прикрепили к основному монолиту, дабы впоследствии использовать согласно художественному замыслу Фальконе для «удлинения» пьедестала. Вместе с двумя отколотыми кусками, позже состыкованными с основным монолитом во фронтальной и тыловой частях, совокупный перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн. Несмотря на то, что пристыкованные к пьедесталу во фронтальной и тыловой его частях фрагменты когда-то составляли монолит одного камня, они имеют разный цветовой оттенок. Википедия.
Весь путь камня не буду описывать, скажу только что на Сенатской площади он оказался 7 октября 1770 года. Я не разбираюсь в скульптуре, а сын очень любит рассматривать статуи и читает много про это дело. Как-то он сказал мне, чтобы я обращала внимание на складочки и мышцы.
Посмотрите на вены у коня! Какая детализация! Этот памятник можно назвать групповой работой:
Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
Изначально сегодня утром я собиралась написать про памятник Екатерине Второй. Просто хотела сделать подводку про большое количество памятников мужчинам в одиночестве и о женщине в окружение соратников. Но так увлеклась разбором фотографий, что Екатерина снова отложилась=)
Спасибо за поддержку! Ваши лайки, подписка и комментарии очень помогают развитию канала и дают мне вдохновение для новых статей.
Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург