Найти тему

Мёртвое царство зерна, муки и хлеба. Куда девались кондопожские булочки.

Оглавление

На белом свете, в белой-белой комнате высятся белые трубы и механизмы завода, покрытые белой мукой и белым инеем. Завораживающее зрелище уже остывшего, мертвого Кондопожского комбината хлебопродуктов.

С окна 7 этажа виднеется Кондопожский ЦБК, который вполне неплохо функционирует. А вот здание, с которого открывается этот вид, вымерло, как динозавр. Хотя застывшие скелеты металлоконструкций выглядят так, словно через каких-то 15 минут прозвенит звонок, возвещающий начало рабочего дня и хлебушек снова пройдет все 9 кругов зернового ада. Почему 9? Именно столько этажей, а следовательно и этапов путешествия маленького зернышка до конечной станции - "Булка" или "Батон".

Чуток истории.

Чтобы разобраться с хлебной историей, придется послушать немного нудятины про историю самого ККХП.

Карелия в 80-е годы была сельскохозяйственным регионом, нехватка комбикормов для скота была злободневной проблемой. Корма плыли, ехали, летели к нам из разных регионов России. Хотя, вернее будет сказать "ползли" или "волоклись". Местность труднодоступная и обеспечить бесперебойную поставку было практически невозможно.

В светлых умах зародился проект возведения комбикормового завода на территории Кондопожского района. 10 июля 1983 года солянка из бетона и металла увидела свет. Практически через год завод был оснащен советским оборудованием и приобрёл мощность 630т/сутки. Пять корпусов без неустанно шевелили своими шестеренками ради качественного корма.

В 1987 году возник элеватор силосного типа, где хранилось зерно для мельницы. Небольшой спойлер - на элеваторе нам к сожалению побывать не удалось, да и на самом деле не за чем. Это просто гигантское зернохранилище.

Ну и наконец, через 2 года все поделилось на 3 основных производства: Комбикормовый завод - элеватор - мельница.

Скоропостижное банкротство пришло на смену колоссальному успеху предприятия - кризис, долги за электроэнергию. Завод приостановился, однако, гендиректор не сдался и решил в 2015 году возобновить производство, но уже хлебобулочных изделий.

И снова, и снова неудачи, запустение и упадок... В 2017 завод выставлен на аукцион.

Нынешнее состояние машины оставляет желать лучшего.

Глазок в 90-е. Что было раньше.
Глазок в 90-е. Что было раньше.

Наше путешествие.

Сон. Семичасовой будильник. Чашка кофе и небо цвета грязно-городского снега. За окном совсем немного выглядывало солнышко, а я уже выглядывал в окно автобуса, направляясь на локацию съемки. Путь занял всего около часа, в отличие от времени, без малого, в разы больше которого мы потратили на поиски входа.

Хлебокомбинат был виден издали, но вблизи, он казался гигантским.

-3

Девятиэтажные цеха, толстые кишки гремящих переходов между ними и царящий всюду запах зерна. Прохлада осеннего леса, красота)

Вокруг мертвая тишина. Ни души.

Решено было подиматься на самый верх и осматривать все именно оттуда.

Неудивительно, что встречает нас движущая сила сия производства - машинное отделение с тем самым инеем, заявленым мной в самом начале.

-4
-5

Под машинным отделением мы встретили пару кладовок с десятками, нет, сотнями, тысячами разных болтиков, винтиков, гаечек. Но самое интересное ещё впереди. Удивительно, но мы решили двигаться в правильном направлении - сверху вниз - так расположились этапы производства.

Первым стал цех по переработке зерна в муку.

Очищеное зерно попадает в мукомольный цех и через специальные дозаторы отправляется вниз по этажам.

-6

По зерновой нории оно едет дальше.

Зерновая нория.
Зерновая нория.

На следующем этапе удаляются смеси, обладающие аэродинамическими свойствами. Воздушный поток с невероятной силой выталкиает все лишнее.

Удаление смесей.
Удаление смесей.
-9

Следующее испытание зерна - этап мокрого шелушения. Насколько он звучит забавно, настолько же страшно выглядит - гигантские прессы, шелушащие зерно в огромном бассейне.

Мокрое шелушение.
Мокрое шелушение.

После мокрого шелушения зерно отправляется в силосы для отволаживания.

Отволаживание - это выдерживание зерна после кондиционирования в специальных закромах с целью перераспределения тепла и влаги внутри отдельных зерен и в зерновой массе, усиления набухания зерна для изменения структуры зерновки. Ух, как мудрено - сам еле прочитал)

Силосы.
Силосы.

Немногим ниже расположились забавные шкафчики, разделяющие зерно на фракции.

-12

После разделения, в зерне все равно остаются минеральные примеси. Состав их довольно разнообразен - мелкая галька, кусочки угля, песочек. Для очистки используют вот такие камнеотделительные машины.

Камнеотделительные машины.
Камнеотделительные машины.

Этажом ниже находится одно из самых красивых помещений с белыми трубочками. Это ситовеечные машины: они предназначены уже для разных круп.

После разделения в разных фракциях содержится разное количество эндосперма. Задачей ситовеечных трубочек является получение однородных по содержанию эндосперма фракций.

В трубы попадают все круподунстовые фракции. После обогощения наиболее добротные фракции направляют в вальцовые станки размольных систем. От работы всего этого этажа зависит качество муки высоких сортов и манной крупы.

Итак, добро пожаловать)

-14
-15
Ситовеечные машины.
Ситовеечные машины.

Наконец, мы добрались до сердца предприятия - пульт управления. Сотни кнопочек, рычажков, шестеренок еще с десяток лет назад управляли всем происходящим, а сейчас, находятся в вечной депрессии.

-17
Пультовая.
Пультовая.

Немогим ранее я упомянул вальцовые станки. Так вот, они - финишная прямая - уже окончательно измельчают зерно до состояния муки.

Вальцовые станки.
Вальцовые станки.

Теперь вы знаете практически весь процесс мукомолки. Я не специалист и какие-то детальки мог и упустить. Обстоятельства вынудили нас покинуть территорию и поехать домой - готовиться к новому походу сюда)

Наше путешествие 2. Перезагрузка.

И вновь раннее утро, и вновь невыспавшиеся лица - мы ехали собирать материал для репортажа. Целью путешествия стала администрация. О ней я не планирую особо долго рассказывать, скорее это дополнение - эстетическое удовольствие.

Встречают нас вот такие уютные классы с десятками плакатиков)

-20
-21

Без окон, без дверей - полна горница людей - отгадайте загадку. Правильно - это архив) только тут есть целая одна дверь и горница полна не людей, а бумаг)

Архив.
Архив.

Всякие шкафчики с баночками.

-23
-24

Только успели посмотреть администрацию - обстоятельства снова нас выгнали.

Путешествие 3. Мир машин и отрубей.

Финальный заезд должен был быть самым захватывающим. А вот был ли он таковым - вы решите сами.

На сей раз, встречал нас и не пасмурный, и не солнечный день. Да и вообще не день, а ночь. Решено было ехать ночным поездом до Кондопоги - так удобнее. Решено ещё заранее, что это последнее путешествие сюда. Милый рассвет из окна поезда возвещал нам о хорошей погоде. Это не могло не радовать.

Рассвет из окна поезда.
Рассвет из окна поезда.

В городе, поймав проходящий автобус, мы прибыли на место назначения. Вон оно, вон там, вдалеке виднеется.

-26

Решивши подняться вот именно туда, нас ожидало небольшое разочарование - мы перепутали здания и в течение часа блуждали по конвейерному цеху, не подозревая о том, что это совсем не то, что мы хотели увидеть.

Свет в конце туннеля)
Свет в конце туннеля)
-28
-29
-30

Согласитесь, выглядит немного уныло, что ли.

Целый час мы бродили по этим пустынным коридорам в поисках выхода, наконец, нам улыбнулась удача - открытая дверь на улицу и проход в комбикормовый цех.

Комбикормовый цех.

Делать все приходилось очень быстро - объект был несказанно близко к КПП. Сразу же побежали на самый верх - 9 этаж. Стоит сказать, что 1 этаж цеха равен 2 этажам жилого дома, и вряд ли стоит говорить про отдышку сороколетнего курильщика, с которой мы стояли на "вершине мира". Но оно того стоило) вдалеке виднеется Кондопога.

-31

А под ногами хитросплетенный муравейник, с множеством дырявых переходиков, и парой бетонных коробочек.

-32

Вообще, стандартный комбикормовый завод состоит из нескольких частей:

1) Бункер исходных компонентов, вот он перед вами. В него, по нориям подаются те самые компоненты.

Бункер исходных компонентов.
Бункер исходных компонентов.

2) Бункер весов - дозатор.

Бункер весов, он же и дозатор.
Бункер весов, он же и дозатор.

3) дробилки, там не оказалось, вместо неё мы нашли "семенношуршальную машину". Блин как же круто она звучит)

Семенношуршальная машина
Семенношуршальная машина

4) Это у нас смеситель, в который после дробилки поступает почти готовая мука.

-36
Транспортная система.
Транспортная система.

После смесителя все фасуется в мешки, которые кстати стояли этажом ниже. Мноого мешков. И все белые. А рядышком погрузчик.

-38
-39

Если честно, по пути встретили ещё несколько интересных машин, назначение которых я так и не смог узнать. Например вот такое нечто на рельсах.

-40

Ну и само собой пультовая, куда же без неё родимой.

-41

И зачем я обо всем рассказывал?

Ну во-первых, теперь каждый, кто дочитал, представляет то, какой путь прошёл хлеб до вашего стола. Во-вторых - это немного расширяет кругозор, а в-третьих это просто невероятное, захватывающее место, репортаж с которого обошелся мне полугодовым ожиданием. Сейчас же судьба завода - быть полностью распиленным на металл, и никак иначе. Уже в последней поездке мы видели сложенные на дорогах, вблиз зданий, металлоконструкции, явно приготовленные на продажу. Увы, некогда величественное хлебное место прекратило дышать уже на вечную минуту.

Спасибо за внимание)

Некоторые фотографии взяты у https://zen.yandex.ru/id/5ff332f4c07a42466f5afdbd 

Источники информации:

http://www.kondopoga.ru/2580-istoriya-obrazovaniya-i-razvitiya-oao-kondopozhskiy-kombinat-hleboproduktov.html

https://promplace.ru/kombikormovij-zavod-oborudovanie-i-printcip-raboti-482.htm

http://www.kondopoga.ru/2733-kondopozhskiy-kombinat-hleboproduktov-uydet-s-molotka.html