Найти тему
Давайте разберёмся!

Как сделано фото, победившее в международном конкурсе

Временами участники пытаются мне возражать, что совпадения случайны, связи надуманны, а мир возник вчера. Что ж, гуманитарные науки - это не точные, тут два и два не сопоставишь, тем более образ, сюжет, идея возращаются всякий раз не в чистом виде, а в новом осмыслении.

И все же я не хочу думать, что мир НАСТОЛЬКО спонтанен. Скорее уж в этой идее всеобщей импровизации мне видится злой умысел. Людям с короткой памятью каждый новый мем можно продавать, как вселенскую новость. И делать вид собственной беспредельной креативности.

А теперь - небольшой пример.

КАК ДЕЛАЕТСЯ ФОТО, КОТОРОЕ ПОБЕДИТ В КОНКУРСЕ
Это снимок, сделанный в доме престарелых, - победитель престижной международной премии World Press Photo за прошлый год. Обычная тематика международных фотоконкурсов - кровишша - война, беженцы и подобное. Сильные обстоятельства порождают сильные эмоции, которые хорошо смотрятся в кадре. Но в прошлом году в мировую повестку вмешался COVID, и это повлияло на выборку конкурса.

Фото Интерфакс
Фото Интерфакс

Фото-победитель сделано в итальянском доме престарелых, на фото - медсестра и одна из постоялиц. И голод по тактильным контактам, который особо сильно проявился, когда персонал везде в мире надел средства индивидуальной защиты. Тем более, в мирной жизни у итальянцев принято обниматься, когда здороваетесь.

И все же, кое -что здесь показалось подозрительно знакомым. Ракурс.

ПРИЧЁМ ЗДЕСЬ РЕМБРАНДТ

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Впервые в таком ракурсе, не в профиль, а во фронт - возвращение блудного сына изобразил Рембрандт. У картины есть несколько деталей заднего плана, оправдывающих такую композицию, мы их сейчас опустим, достаточно сказать, что больше, насколько помню, такой ракурс в этом сюжете повторить не пытались.

Зато пытались использовать произведения старой живописи на современный лад, когда микельанджеловское "Сотворение Адама" превратилось у "Нокии" в "Connecting people". То есть, то, что один из протягивающих руку на фреске - Бог, создатели мема опустили, и остался только силуэт в чистом виде - "связь между людьми важна".

Здесь происходит примерно то же самое. То, что рембрандтовский отец - это Бог, с нежностью и восторгом обнимающий долгожданного сына, секулярное прочтение сюжета забыло. И осталась только тоска по любви и объятиям, но она выстрелила. То есть, фото - о любви и принятии.

И нет, фотограф, заходя в "красную зону" дома престарелых не думает: "Сейчас я сделаю вам Рембрандта". Он просто ловит композиции, которые хорошо укладываются в кадр. Но, если он - мастер с хорошим образованием, в его памяти должна быть большая мировая библиотека удачных композиций, которая может сработать "на автомате". В конце концов, потом ещё есть момент, когда он кадрирует и обрабатывает фото, он есть всегда.

И ногда такой ход работы даёт вот такой результат.