Психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер — о проблемах инклюзивного образования.
Такое понятие, как «инклюзия», у всех на слуху. Слово модное, но не всегда понятное. Иногда его используют в связке со словом — «образование». В стране появляются инклюзивные детские сады, инклюзивные школы. Как они работают, с какими проблемами сталкиваются и, главное, нужны ли они обществу — рассуждает психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер.
Закон и реальность
Еще 20 лет назад никто и не думал, что дети с ограниченными возможностями здоровья смогут обучаться наравне со здоровыми ребятами в общеобразовательных учреждениях. Сейчас есть законы, которые предоставляют детям с особенностями это право.
Здесь два нюанса:
- Особенные дети все-таки обучаются не на равных с другими. Это происходит в силу объективных обстоятельств.
- Возникает закономерный вопрос — не происходит ли при таком обучении ущемление прав на образование других детей?
У меня богатая практика. И я, к сожалению, не знаю положительных примеров успешного обучения всех детей в классе, где находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Чаще всего ко мне обращаются со следующими ситуациями:
- ребенка с особенностями игнорируют/издеваются/боятся;
- общая успеваемость детей в таком классе начинает снижаться;
- учителя испытывают повышенный стресс как из-за самого процесса обучения, так и из-за состояния здоровья детей (всех!).
Спрашивается, зачем все это нужно? Зачем законные представители детей с особенностями так хотят, чтобы их ребята учились в общеобразовательных школах? Оправданы ли опасения и страхи перед инклюзией со стороны школы?
Школа и особенный ребенок
Давайте начнем разбираться в этой теме со школы. Для детей с особыми образовательными потребностями по запросу родителей (законных представителей) в любой образовательной организации могут быть созданы специальные условия обучения с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Основанием для создания специальных условий обучения служит заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Родители, получив заключение от ЦПМПК, вправе выбирать форму обучения и учебное заведение — коррекционное или общеобразовательное. И школа обязана подобрать индивидуальную программу обучения ребенку, обеспечить его учебными пособиями, специальными техническими средствами обучения, предоставить тьютора, который будет постоянно находиться рядом на уроках и переменах, помогая ребенку как в образовательном процессе, так и в бытовых нуждах.
Звучит здорово, но на практике все не так. Школа может начать сопротивляться. Причин несколько.
Во-первых, исполнять требования закона крайне сложно. И помогать школе в этой проблеме никто не будет. Будут только проверять. Так что главная сложность — бюрократическая, а не техническая неготовность школы принять особого ребенка.
Во-вторых, практика показывает, что общая успеваемость класса, куда приходит ребенок с особенностями, снижается. Само собой, дело не в ребенке. Это системная проблема. Но показатель общей успеваемости школа включает в отчеты. Его снижение — проблема для любого образовательного учреждения.
В-третьих (и это главное, на мой взгляд), работать с особенным ребенком не готовы учителя. Я не про нравственную неготовность (уверена, что вне работы учителя отлично принимают детей с особыми потребностями), а про неготовность профессиональную. Чтобы обучать особенных детей, нужна специальная подготовка.
Можно провести аналогию с моей специальностью. В университете, который я окончила, шесть факультетов психологии. Да, базовые знания у всех выпускников одни — без основ никуда. Но на старших курсах студенты проходят специализацию, чтобы стать профессионалами в более узкой области и качественно выполнять свою работу. Конечно, можно быть специалистом-универсалом. Но практика показывает, что универсалы — люди поверхностные: там чуть-чуть знаний, здесь — немного, а глубины понимания вопроса нет... Между тем образование детей — серьезная задача, которая требует глубокого изучения и постоянного развития.
Окружающая среда и особенный ребенок
Теперь давайте разберемся с окружением. Я считаю, что наше общество готово к инклюзии. Но прошло еще мало времени, чтобы все это происходило гладко. К сожалению, стереотипы и предубеждения прошлого века до сих пор существуют в головах людей.
Современный темп жизни тоже очень повлиял на развитие эмоционального интеллекта у младшего поколения. Что видят наши дети? Мы постоянно в работе, дома мы — в телефоне, фоном — телевизор. Это очень страшная тенденция. Я надеюсь, что силы, брошенные на такие проекты, как «Осознанное родительство», дадут результат.
Но пока большинство психологов отмечают, что современные дети очень плохо дифференцируют собственные чувства, плохо понимают других, стали заметно агрессивнее. Все это идет из семьи. Это не значит, что семья асоциальная. Это лишь показывает, что в семье мало времени и пространства выделяется качественному совместному досугу, где можно быть самим собой, быть понятым, где можно говорить, где есть место для эмоций.
Получается, что место, где дети проводят больше всего времени, — школа. Где, как не там, «сливать» свои внутренние переживания и проблемы? Все школьные психологи знают термин «буллинг». Это групповая травля кого-либо по тому или иному отличительному признаку. Проблема очень распространенная в современном школьном обществе. Как вы думаете, повысит ли вероятность возникновение буллинга приход в класс ребенка с особенностями? Конечно, да. Возникнет ли это обязательно? Конечно, нет. Все зависит от детей и атмосферы в школе (включая наличие грамотных специалистов).
Особенные дети и их родители
Теперь давайте задумаемся, как выглядит ситуация с обучением в общеобразовательной школе глазами детей с особенностями. Мне понятно, почему родители хотят, чтобы их дети учились в такой школе и почему так важно, чтобы они стали членами общества в полном смысле этого слова. Это важно, потому что любой ребенок со временем станет взрослым и рядом с ним не будет родителей, которые сейчас отстаивают его интересы. Он должен научиться жить в обществе самостоятельно, и общество должно научиться его принимать.
Что в обучении детей с особенностями важно, на мой взгляд, в первую очередь? Это понимание степени тяжести его ограничений. Есть дети, особенности здоровья которых не являются большим барьером для образования, дружбы и активностей. Но есть и дети с тотальными и множественными нарушениями развития. Когда ребенка на инвалидной коляске/с эпилепсией/со спонтанными поведенческими реакциями/со стонами приводят в класс, это не может не вызвать негатив со стороны других детей и учителей. И я полагаю, что в большинстве случаев такая реакция оправдана. Далеко не все готовы к чему-то непривычному для них.
Давайте быть честными: некоторые особенности бывают довольно неприятными для восприятия. Дети не виноваты, что они реагируют честно. И учителя не виноваты, что впадают в стресс, ведь, помимо образования, им приходится решать еще множество дополнительных вопросов. Не говоря о стрессе, который может испытывать ребенок с особенностями, находясь в новой и совершенно неподготовленной для его присутствия среде.
Так ли нужно общее образование?
Неужели возвращаться к эксклюзии? Конечно, нет! Но нужно помнить, что образовательный процесс — это большой труд для ребенка. Это его работа, требующая большой включенности, внимания, энергии, стрессоустойчивости.
Мы, взрослые, выдвигаем большие требования к успеваемости детей. Но создаем ли мы условия, чтобы они могли усваивать знания и стремились получать новые? Например, в Монтессори-педагогике одно из основных условий — правильно созданная среда. Там очень хорошо организовано инклюзивное образование. Но давайте не будем сравнивать его с нашими общеобразовательными школами. Это два абсолютно разных образовательных пространства.
Я убеждена, что мы обязаны создавать условия для образования наших детей, минимизируя стрессовые ситуации. И речь не только об инклюзии. Ведь школа это в первую очередь место, где ребенок получает знания, и лишь во вторую — место для социализации.
Как решить этот вопрос? Для начала нужно объективно оценить, насколько особенности ребенка окажутся фактором стресса для него самого и для других детей. Насколько, в свою очередь, это может затруднить весь образовательный процесс. И если для всех участников лучшим решением будет разделение, то стоит именно так и сделать.
Я видела отличные примеры специализированных коррекционных школ, где дети с различной степенью тяжести своих особенностей отлично помогают друг другу в учебе. Для меня это пример, если можно так сказать, эксклюзивной инклюзии. Ведь, таким образом, все дети получают знания на доступном им уровне, усваивают необходимую информацию и параллельно осваивают навыки взаимодействия с другими людьми. В этом случае они не становятся объектами внимания (как позитивного, так и негативного), но выступают в качестве непосредственных участников образовательного процесса. А ведь именно это нам и нужно, если мы говорим про школу.
Не война, а адаптация
Вы наверняка зададите вопрос: «А какой тогда в инклюзии смысл, если дети из общеобразовательных школ так и будут не готовы принимать детей с особенностями?» В моей идеальной картине мира процесс инклюзии в широком смысле слова должен происходить вне школы. Нужно создать условия для кооперации детей за пределами их основной «работы». Для этого отлично подходит внеклассное время, кружки, совместные творческие мероприятия. Именно в такой непринужденной среде может безболезненно происходить процесс интеграции, а затем, если это особенному ребенку по силам, и переход в общеобразовательный класс, к другим детям, которые уже будут готовы его принять. И только в этом случае можно будет говорить об инклюзивном образовании.
Конечно, это довольно идеальная картина. Но почему бы к ней не стремиться? Шаг к инклюзивному образованию необходимо делать еще до школы (детский сад/кружки). И это все вполне реально. В каждом районе поликлиниками ведется учет детей с особенностями здоровья, нет никакой сложности в том, чтобы передавать статистические данные из одного департамента/министерства в другое. Так общеобразовательные школы смогут формировать специализированные коррекционные классы. Ведь очень важно, чтобы школы были в доступности, а не в нескольких часах езды от дома. Поэтому для меня остается только один вопрос — когда мы перестанем воинственно пытаться перестроить систему (война всегда подразумевает жертвы) и попробуем ее адаптировать?
Ранее +1Платформа рассказывала про плюсы и минусы онлайн-образования.
Автор: Проект +1
Фото: cottonbro / Pexels
Больше об экологии и устойчивом развитии читайте на +1Платформе
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!