Все, кому нравятся книги Бернарда Корнуэлла о приключениях королевского стрелка Шарпа и их экранизация, хорошо помнят такие характерные детали этого романтического образа, как: зелёная куртка стрелка, верная винтовка Бейкера - о которой я уже писал в статье "Винтовка королевского стрелка Шарпа" и, конечно же, его грозный палаш.
Пехотному офицеру полагалась тогда по статусу лёгкая сабля, но Шарп был парень рослый и крепкий, потому ему и пришёлся по вкусу тяжёлый палаш, оставленный умершим на его руках шотландским офицером.
И этот шотландский палаш верой и правдой служил Ричарду Шарпу во всех его схватках не на жизнь, а насмерть, пока не сломался при преследовании подлого французского шпиона, а сам стрелок тогда чудом выжил после тяжёлого ранения.
Новый палаш, к возвращению его в строй, преподнёс верный друг - сержант Харпер. Бравый ирландец купил этот не новый уже клинок за свои деньги и, пока друг залечивал его раны, доработал оружие собственными руками до совершенства. И Ричард Шарп по достоинству оценил сей дар от чистого сердца - он выбросил с моста в реку ценный французский трофей и повесил на бок не такой дорогой, но от всей души сделанный, подарок своего боевого товарища.
Бились палашами не только свободолюбивые шотландские горцы, но и тяжёлую кавалерию - кирасиров и кавалергардов ими тоже вооружали - их прямые клинки не так легко соскальзывали с кирасы, как кривые сабли, да и военные моряки применяли их в абордажных схватках - удар палаша легко разрубал корабельные снасти.
Палаши имели прямые тяжёлые клинки длиной до 85 сантиметров - однолезвийные или с полуторасторонней заточкой. Центр тяжести смещён к середине клинка, а иногда и к острию, что затрудняет фехтование, но, зато, усиливает рубящий удар. Гарда была обычно развитая, с широкой дугой или в виде корзины, чтобы защитить держащую рукоятку кисть.
Это брутальное оружие требует для своего применения не малой силы, а также ловкости и, главное, мужества.