Читаю на Дзене откровения представителей поколение 2000-х и понимаю: в их глазах социализм и СССР – нечто незаслуженно утерянное, являвшееся панацеей от всех человеческих бед и пороков. Нечто столь же романтичное, чем для нас – детей 60-70-х годов прошлого века были мушкетёры и индейцы, несущиеся с томагавками по прериям. Я намеренно оставляю за кадром романтику гражданской и Отечественной войны, подвиги передовиков первых пятилеток. Их, мы тоже чтили, книгами о них упивались, но тогда не было большой проблемой встретить живых участников этих событий и наши представления о реальных свершениях дедов и отцов имели под собой фактическую почву. А о Франции 17-18 века или Америке 19 века мы судили по фантазиям авторов, те времена не заставших и добавляли к ним свои личные фантазии, ещё более далёкие о правды жизни.
Сразу оговорюсь: по СССР я сегодня нередко ностальгирую. И потому, что это были времена моего детства и юности. И потому, что социализм действительно имел свои преимущества. Прежде всего, стабильность и понимание того, что будет завтра.
Но, пожалуй, более важно, что тогда ценился человек действующий. Сегодня маяком является человек продающий. Что касается современной России, то у нас вообще возобладал вид человека отписывающегося. Тому, кто обладает этим полезным качеством, все дороги к вершинам власти открыты. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Однако, когда я читаю на канале «Хакнем» статью «Простой способ победить коррупцию: исключить нахождение предмета коррупции в частной собственности» , у меня возникает стойкое ощущение, что автор живёт в мире своих фантазий. Человек уверенно рассуждает, что в СССР коррупции не было, по той причине, что всё было общее, всё было государственное.
В комментариях я отписался, но появилось желание опровергнуть данный тезис чуть более развёрнуто.
На самом деле, примеров коррупции в СССР имеется предостаточно. Некоторые известны широко, благодаря громким уголовным делам. Но я расскажу о том, с чем пришлось столкнуться лично. Тем более, что этот случай за пределами коррупционной логики выглядит абсолютно фантастическим.
В 1980 году мой приятель, с которым вместе играли в ресторане в Томске, позвал меня работать в Ташкент в народную филармонию им. Т. Садыкова.
Спасибо СССР - поездка в Ташкент в те времена не была финансовым трэшем. В августе списались, в сентябре я уже шагал по улицам столицы Узбекистана.
Что поразило сразу? Совершенно сюрреалистическое сочетание эпох. Широкий, ухоженный проспект Дружбы народов, обрамлённый современными девятиэтажками, а прямо за ними катакомбы глинобитного самостроя. Каждый частный двор занимал полквартала, а то и целый квартал. Как раз в таком доме, принадлежащем старому цыгану, квартировал мой товарищ с семьёй. Там же снял комнату и я. В этом образце патриархальной архитектуры мы пережили землетрясение 1980 года не без приключений, но, зато, без серьёзных проблем. Впрочем, это совсем не про коррупцию.
Второе впечатление - деньги. В Томске часто играли на свадьбах. Музыкантам платили от 60 до 100 рублей. Музыканты на свадьбе в Ташкенте получали 300 рублей. Причём, «правильная» узбекская или корейская свадьба длилась, как минимум три дня. Первый вечер – под европейскую музыку в кафе или ресторане. Это для молодожёнов и их сверстников. Второй и третий день играли свои музыканты (дутары, карнаи, гиджак и т.д.). Это уже во дворах для семей и дорогих гостей. Очень красочно и очень дорого.
И, наконец, в шок меня привела арабская резная стенка в мебельном магазине стоимостью 10 000 рублей. «Волга» ГАЗ 24 стоила дешевле. И кто-то эту мебель покупал.
Читать на ЛитРес
Зарабатывать в Ташкенте можно было по советским меркам очень много, но и легализация (официальная прописка) стоила соответственно. Прожил я в столице Узбекистана полгода. Увёз оттуда в Сибирь массу замечательных впечатлений и историй. В том числе, связанных с коррупцией. Но о них в другой раз.
В феврале 1981 года получаю от друга письмо. Пишет : директора филармонии, между прочим, милейшего и интеллигентнейшего человека, посадили на 10 лет. И подробно объясняет за что. Сотрудники ОБХСС нашли в ведомостях на зарплату, так называемых, «подснежников». Два десятка фамилий устроенных, но фактически не работающих сотрудников. Не торопитесь осуждать осуждённого. Выражаясь фразой из «берегись автомобиля»: Деточкин, конечно виноват, но он не виноват! Зарплаты липовых работников практически полностью тратились на взятки в министерство культуры республики руководителю структуры, отвечавшей за распределение музыкальных инструментов и оборудования. Почему почти? Потому, что часть «подснежниковых» доходов тратилась на закрытые глаза сотрудников милиции.
Случился форс-мажор. Ежемесячный платёж в кабинет ОБХСС не поступил. Тут же возникло уголовное дело и в кратчайшие сроки заслуженный работник культуры УзСССР превратился в рядового зека.
Но и это ещё не конец коррупционной истории. Спустя, приблизительно, полгода, друг из Ташкента снова написал о бывшем директоре.
Если убрать подробности, то дальнейшая коррупционная история сводится к сбору средств среди родственников сидельца и трём платежам.
Читать на ЛитРе с / Читать на Bookmate
1. В ОБХСС, чтобы хорошие люди больше не обижались.
2. В суд, чтобы он оказался самым гуманным в мире.
3. В министерство культуры УзСССР.
В платёжке, под нижней строкой, с обобщением «ИТОГО» оказались: отмена решения суда первой инстанции и назначение бывшего директора народной филармонии на должность в Министерстве культуры. После чего он стал распределять музыкальные инструменты и оборудование.
Финита ля коррупция. И никакой социалистической романтики.