Самый близкий и доступный в транспортном отношении форт "Константин" оказался и самым малоинтересным из всех посещённых нами до него фортов.
Это был для нас удивительно, потому что на форте разработан туристический маршрут и созданы условия для его посещения. Цена этих условий - 400 рублей. Плюс 200 рублей за парковку, если въезжать на территорию форта.
Но можно сэкономить и поставить машину рядом, правда, там установлен запрещающий знак, под которым все и паркуются.
Сразу за шлагбаумом начинаются указатели для осмотра форта.
Ими мы и воспользовались.
И отправились сначала на Троицкую батарею.
В отличие от других фортов, здесь можно только прогуляться по верху, вход в казематы закрыт. Но зато с Троицкой батареи открывается вид на 3 форта сразу: Пётр Первый, Кроншлот и Александр Первый (Чумной).
Порядком замерзнув, так как погода была очень ветреная, мы спустились вниз и отправились в "Музей маячной службы". Там было очень интересно, но не буду повторяться, так как о музее есть отдельная статья.
Дальше маршрут привёл нас к фигуре князя Константина Николаевича (сына Николая Первого), в честь которого и был назван форт в 1834 году. Князь Константин возглавлял в то время Морское ведомство.
А форт в это время представлял собой древокаменную двухъярусную батарею, но оснащенную новейшими образцами вооружений и приборами управления огнем. Однако, в 1850-х годах форт "Константин" пришел в негодность, и было принято решение о его реконструкции. Уже в 1858 году началось возведение гранитных укреплений. Строительство заградительного сооружения заняло 3 года. В последующие годы форт только расширялся, перестраивался и перевооружался.
Но в сражениях Первой мировой войны и последующей за ней Гражданской войне форт участия не принимал. Зато в годы Великой Отечественной войны орудия форта "Константин" помогали защитникам Ораниенбаумского плацдарма. Отсюда, с южной стороны Финского залива, велась огневая атака по воздушным судам нацистской "Люфтваффе". Оборону советские солдаты держали с помощью двух дотов, полученных фортом в тридцатых годах прошлого столетия.
В 1960 годы форт вывели из списка фортификационных сооружений и разоружили. Так как никакой охраны после этого не осталось, форт постепенно разграбили.
В 1980 годы в связи со строительством дамбы, вокруг форта осушили большие территории, а сам форт превратили в автобазу.
А в 2003-2006 годах территория форта была площадкой для дискотек в рамках фестиваля электронной музыки Fortdance. Береговые танцполы вмещали тогда до 30 тысяч человек одновременно.
С 2006 года и по сегодняшний день владельцем форта является ОАО "Третий Парк", который использует форт как культурно-туристический центр и яхт-клуб. Кстати, это один из крупнейших яхт-клубов Петербурга, он вмещает более 150 судов. На его базе располагается международный пункт пропуска через государственную границу для яхт и маломерных судов.
Погулять по форту, конечно, интересно, потому что, помимо самих фортификационных сооружений на форте установлены различные памятники.
Ещё открывается прекрасный вид на дамбу и на залив с площадки около навигационного знака, где можно наблюдать проход кораблей через судопропускные сооружения.
Так что форт "Константин" - это настоящая "Форточка в Европу", так как здесь предпринята попытка приспособить исторический объект под запросы отечественных и иностранных туристов, так как это давно делается на Западе. Попытка - неплохая, но, на мой взгляд на форте "Риф", это сделано гораздо интереснее.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: