Найти тему
Настроение

Чудеса света по Игорю Можейко. Часть четвертая.

В первых трех статьях я рассказывала о классических чудесах света. Теперь расширим список.

Бехистунская надпись

Есть в Иране долина Керманшаха. А там двухвершинная гора Бехистун. Легенда гласит, что двухвершинной она стала потому, что могучий богатырь Фархад хотел жениться на красавице Ширин. Но не только Фархад был влюблен в Ширин. Красавицу хотел сделать своей женой царь. Поэтому царь традиционно отправил богатыря на выполнение казалось бы невыполнимого задания. Расколоть гору так, чтобы из нее забил источник воды. А богатырь традиционно выполнил невыполнимое и , благодаря его трудам, из горы забил хрустальный источник. Только обманули Фархада - ему сказали, что умерла Ширин. Услышав такую весть , умер богатырь. А верная Ширин оплакивала его. Есть немного другая версия легенды, и она положена в сюжет балета "Легенда о любви". Очень красивый спектакль, надо отметить. Но вернемся к надписи. Так вот: в результате ли работы Фархада или природы, но рядом с двухголовой горой действительно много источников живительной влаги, которые вливались в озеро, оттуда вытекал ручей и убегал в сторону одноименной деревни. Здесь когда-то проходил караванный путь из Эктабана в Вавилон. То есть место было хорошее - наскальный монумент был бы виден издалека. Здесь и задумал царь Дарий увековечить память о себе. И надо отдать должное - ему это отлично удалось.

На каменном полотне вырубили барельеф: несколько фигур в человеческий рост. Крупнее всех – сам Дарий: скульпторы строго соблюдали каноны. У него большие глаза и брови дугой, борода завита, а на голове корона воина, вырезанная тонко и тщательно: Дарий требовал точности в деталях. Корона, как известно, была из золота и усыпана овальными драгоценными камнями.
Дарий поднял руку к крылатому богу, реющему над царем, а ногой попрал главного из своих врагов – Гаумату. Нога царя тяжело надавила на живот Гауматы, и тот скорчился от боли и унижения.
За спиной Дария стоят двое придворных. Они держат его лук и копье. Лицом к царю, побежденные и понурые, выстроились остальные восемь злополучных претендентов. Руки их связаны, а шеи стянуты общей веревкой.
Но Дарий был предусмотрителен и, возможно, предполагал, что без надписи значение гордой картины будет потомкам непонятно. Он приказал остальную площадь стены заполнить надписью на трех языках. На древнеперсидском – языке царя и двора, на аккадском (вавилонском) – языке государства, хотя и разгромленного, но настолько великого и известного, что язык его продолжал пользоваться признанием в древней Персии, и, наконец, на эламском языке.

Но вот прошли годы, столетия... Сменились цари, эпохи... Люди забыли клинопись. И вот в 17 веке один итальянский путешественник заинтересовался клинописью. Дальше - больше. В конце концов древние тексты сдались под натиском человеческого интеллекта и любознательности и открыли людям свои тайны. Но об этом очень интересно и подробно пишет Игорь Можейко в своей книге. А я предлагаю взглянуть на фото этого памятника и ознакомиться с его местоположением на карте.