Найти в Дзене

Привыкнуть к беде невозможно. Не война, а люди гибнут

Семейные истории - 5

Начало семейный историй Предыдущая часть 3

Семейные истории - 4

В семнадцать лет Таисия уехала из родительского дома. За плечами было семь классов, которые она окончила твердой хорошисткой. И несколько лет работы в колхозе. Восстанавливать разоренное хозяйство принялись сразу, как только наши освободили село от оккупантов. Было тяжело. Голодно.

Они с мамой собирали мерзлую картошку на поле, выковыривая ее вместе с глыбами земли. Снег лег поздно. Потом стало совсем голодно. Отец куда-то уехал. Надолго. И они подъели его припасы.

Вернувшись, он ничего не сказал. Будто не заметил. Приехал с деньгами. Дал и матери немного. Купил полмешка муки, ведро хорошей картошки. Пережили зиму. Дождались весну, с лебедой, крапивой и прочими радостями. Жизнь налаживалась.

Тая ждала землянику. С замиранием сердца от предстоящей радости вспоминала, как до войны с подружками они ходили за земляникой. Договаривались: сначала наберем. Никому не есть! И вот собирают, терпят, в рот - ни ягодки. Одна за другой присматривают. Набрали.

У кого бидончик алюминиевый, легкий. У кого кубышка из выдолбленной тыквы, сверху веревочка привязана вместо ручки. Все, полнехонька посуда!

Теперь можно есть! И они снова собирают, перебегают с места на месте. Наедаются от пуза. Валятся, обессиленные, на траву, отдыхают. Но недолго.

До станции идти далеко. А надо к поезду успеть. У каждой в подсумке мерный стаканчик. Газетка, для кулечков порванная.

Распродали. Теперь выручку подсчитать - и в магазин. Всё купить, что матери наказали. У всех одинаково - соль, спички, мыла кусок. Хозяйственного. Чтобы и помыться, и постирать чем было. Головы золой мыли. Раствор такой - щёлок - готовился, хорошо волосы промывал. Да еще водой дождевой сполоснуть! Шелк, а не волосы!

И вот Тая уезжает. Деревянный чемоданчик маленький. "Балеткой" тогда называли. Мама все лучшее ей положила. Чулки почти новые, мало поштопанные. Белье с заплатами, правда, но под низом не видно. А юбка у нее добротная. И кофта шерстяная, мамина.

Плачут обе на станции. Обнялись, прижались друг к дружке. Нет сил отлипнуть.

-Может, остаться мне, мам? Зойка уехала, и я теперь... Как ты без нас?

-Езжай, езжай, доча! Раз надумала - поезжай. Может, хорошо где устроишься. Полегче работать будешь, чем в колхозе.

Вот и поезд. У нее общий вагон. Тесно сидят. Но зато тепло.

А за окном уже пошли уральские леса... Фото автора канала
А за окном уже пошли уральские леса... Фото автора канала

В Нижнем Тагиле Таисия поступает сначала на вагоноремонтный завод. Но в заводе проработала недолго. Именно так говорили - "в завод идем". Подсказали Таисии на шахту устроиться. Там платят больше и общежитие дают.

Как пригодились Таины семь классов! И то, что она любит учиться. Ей доверяют очень ответственную работу. Она проходит обучение, сдает экзамен. И вскоре - ее первые самостоятельные смены.

Таисия опускает и поднимает клеть с шахтерами. Вниз - белолицые мужчины, наверх - чернее ночи, одни глаза светятся, да лампочки на касках.

Потом был первый черный день в ее шахтерской жизни. Клеть с бригадой опустила. А наверх не подняла. Завал в шахте. ЧП. Матери и жены дежурили у проходной. Проходила мимо, опустив голову. Ни в чем не виновата, а посмотреть в их глаза не могла. Откопали шахтеров на третьи сутки. Не всех удалось спасти.

Были потом и другие случаи. Шахта старая, выработанная. Привыкнуть к беде невозможно. Как так? Не война, а люди гибнут.

Вот уже послала маме первый перевод. Девчата с получки за обновами, а Тая - на почту. Все мысли о матери, как она там, без нее?

Продолжение

Не забывайте, пожалуйста, о лайках и комментариях. Они необходимы для продвижения канала. Подписаться на канал можно здесь.

Путеводитель по каналу