Разговоры о создании дубравы в столице Хакасии ведутся достаточно давно. Сегодня в редакции 19rus.info побывал идейный вдохновитель проекта по созданию дубовой рощи в Абакане, председатель правления кредитно-потребительского кооператива граждан (КППКГ) «Содействие плюс» Антон Сысуев. Он рассказал, почему занялся именно дубами; зачем в городе нужны деревья разных пород; во что может превратиться этот проект и чем могут помочь жители Хакасии. А еще Антон выращивает метасеквойю, о которой тоже поговорили.
Нашла коса не на камень, или Что в Хакасии нужно уничтожать
- Сегодня мы будем говорить не о займах и потребителях, а о дубраве, которая может появиться в Абакане. А все почему? Потому что несколько лет назад Антон предложил высаживать в Абакане дубы, несмотря на то, что они уже были и сейчас есть.
- И будут.
- Да, будут. В частном секторе, недалеко от ипподрома, например, я знаю, есть дубы. В парке Баранка. Люди говорят, что видели возле автовокзала, но как-то мало их замечают. Скажи, почему дубы? Если можно высаживать те же ясени, если есть такая идея облагородить город, разнообразить его.
- На самом деле, дубы очень интересное дерево в том плане, что ассоциируется с каким-то величием, долголетием, мудростью. Дубы очень долго живут, растут. Поэтому и хочется, чтобы в нашем городе появилась дубрава. И чтобы не как тополь, который растет лет 50-60, становится переросшим, хочется его убрать, ветки сохнут, ветром их ломает. Дубы такими качествами не обладают, а обладают большой зеленой массой, которая дает очень много кислорода.
- В то время ка тополь, ясень или другое дерево максимально вырастает, чтобы дубу достичь таких размеров, нужно лет 30. Ты не опасаешься, что не доживешь или кто-то из нас не увидит всей этой дубравы, потому что понадобится лет 30-40.
- Ну кто-то же доживет.
- Вот тут назревает следующий вопрос: Антон, тебе это зачем? Это самый распространенный вопрос, который тебе задают в последнее время.
- Да, самый мой мой любимый в жизни вопрос.
- Тебе больше всех надо?
- «Настоящих буйных мало. Вот и мало вожаков», - пел Владимир Семенович Высоцкий. Кто-то должен этим заниматься. Я хожу по городу, вижу, вокруг растут переросшие вязы, вижу тополя переросшие. Представьте себе, в Черногорском парке много тополей, они уже все переросли. Ветки ветром ломает, они могут на кого-то упасть. Но представьте, если их все спилить, останется голое поле. Сколько понадобится времени, чтобы его засадить. То есть это проблема. И чем раньше мы этой проблемой начнем заниматься, тем быстрее достигнем каких-то результатов. Ну и надо понимать, что мы не сами этим занимаемся. Мы это делаем вместе с парковым хозяйством Абакана (АПХ). Я не профессионал в выращивании деревьев, в частности, дубов. Но профессионалы работают в АПХ, мы консультируемся с ними, ка это лучше сделать.
Вообще идея была посадить все еще в прошлом году. Но мы с Александром Олеговичем Гаеком на эту тему поговорили, и он сказал, что лучше в следующем году. Потому что приживаемость саженцев выше. И кроме того, во время консультаций с работниками и руководством АПХ, и с людьми, которые занимаются озеленением города, мы пришли к выводу, что необходимо приобрести этот посадочный материал. Если это саженцы, то они небольшие, чтобы они акклиматизировались. То есть их надо дорастить до этого момента. А это удовольствие растягивается еще на более длительный срок. Потому что одно дело — купить большое дерево, а второе - где-то его вырастить.
- Маленькие же еще и лучше приживаются. Это будет происходить в мае? Имею в виду посадку в Зоне отдыха.
- Да, посадка будет в Зоне отдыха, эту территорию определило АПХ, но кроме того мы с ними договорились, что это не остановится в границах Зоны отдыха, где-то в городе в отдельных местах будут также сажать дубы. Потому что, чем больше разных деревьев в городе, тем город становится интереснее. И нам с вами комфортнее жить и интереснее. И туристам интереснее.
- То есть это еще один вариант ответа на вопрос, зачем это нужно?
- Да, для всех. Ну посмотрите, вы приезжаете в другую страну или в другие более мягкие климатические условия. Поговорим о Сочи или Краснодарском крае, какое количество различных деревьев там растет.
- Да. но там же другая климатическая зона. Все-таки у нас Сибирь и не факт, что они перезимуют. Даст бог, конечно, чтобы перезимовали...
- Ну мы же не бананы садим. Называется дуб монгольский, погуглите. Посмотрите, в каких климатических условиях он способен расти. Много где растет. Тем списком, о котором ты сказала, не ограничивается. Многие у себя на приусадебных участках, на дачах выращивают, у всех все получается.
- А ты, кстати, у себя на участке дуб посадил?
- И не один. Растут.
- Мне эта история изначально виделась как какая-то бытовая. То есть построил дом, посадил дерево, родил сына.
- Наш с вами почти соотечественник Сергей Кужугетович как-то сказал, что очень хочется еще два-три города построить. Давайте после себя оставлять что-то хорошее. Не дырки в нашей земле черного цвета, а дубовые леса.
- Тут тогда разворачивается другая сторона этой истории. Немножко с привкусом какого-то тщеславия. Как ты думаешь, это та история, когда через несколько лет, например, через 90 (в этом году Абакану исполняется 90), люди скажут: «А вот эта дубрава у нас появилась благодаря Антону Сысуеву».
- Ну если вспомнят, будет здорово. Почему нет-то?!
- Значит, все-таки это история о том, чтобы себя увековечить? Нет?
- Нет. Не факт, что я здесь буду жить через 90 лет. Мне бы очень хотелось, но я не уверен. Не факт, что кто-то запомнит. Допустим, кто-то помнит имена тех людей, кто посадил на Первомайской площади замечательные голубые ели.
- Мне кажется, сколько внимания сейчас твоя история привлекает в соцсетях, через несколько лет, надеюсь, люди будут вспоминать тебя добрым словом.
- История-то еще заключается в том, что я же не говорю, давайте только я буду этим заниматься. Наоборот, я говорю, давайте все вместе этим заниматься. Много людей этим занимается и в отдельных регионах, и в отдельных районах республики отдельные кандидаты в депутаты. В итоге все от этого получают плюсы. Появляется больше деревьев, больше зон для отдыха. Какая разница, кто это делает? Мы не о том, что Антон Сысуев предложил, давайте будем его помнить. Нет. Давайте лучше мы все вместе посадим эти дубы и наши с вами дети скажут: «А вот это наши папа с мамой, а это дедушки, бабушки». Неважно, как их звали. Важно, что было поколение, которое что-то созидало в нашем городе.
- Возвращаясь к тому, чтобы не оставлять после себя какие-то ямки. Ты не боишься, что не очень сознательные граждане придут в Зону отдыха и выкопают эти деревья и заберут к себе. Я, например, знаю точно, что такие истории происходят регулярно, каждый год на абаканских клумбах. Не успели рабочие высадить красивые цветочки, тот же бальзамин. На утро уже все, остаются ямки. Так и здесь.
- Возле моего дома есть территория, которую мы будем благоустраивать. Некоторые соседи, видимо, они идут на остановку с мешками мусора и оставляют их возле дороги. Стоит куча контейнеров. Вывоз контейнера стоит недорого, по-моему, рублей 50. То есть это какое-то бессознательное отношение. Это же касается всех этих клумб. В этом смысле показательна одна история. Вспомним Николая Генриховича Булакина, светлая ему память. Когда высаживали все эти клумбы на Щетинкина и кто-то выкапывал цветы. Тогда работники еще не АПХ...
- Спецавтобазы ЖКХ.
- Да, которая занималась озеленением. Работники спрашивали, что им делать. Цветы выкапывают. Ответ был один: «Сажайте. До тех пор, пока не накопают». Почему я и говорю о создании питомников.
Мы в этом году хотим приобрести не только саженцы, но и желуди, уже пророщенные, чтобы заложить их в питомник, чтобы они росли. Будем сажать до тех пор, пока не достигнем прекрасного Абакана будущего.
- Ты сразу подвел к следующему вопросы. Ты изначально в соцсетях позиционировал себя как инициатора и идейного вдохновителя всей этой акции по посадке дубов, по созданию дубравы. Представлялось, что ты один в поле воин. Сейчас ты уже говоришь, что «мы готовы», «мы рассмотрим». А «мы» - это кто? Тебя кто-то поддерживает?
- Небезразличные граждане.
- А кто эти люди?
- Это простые люди, которые говорят: «О, классно! Давай мы тоже! Мы с тобой».
- Это из твоего окружения люди?
- Самые разные. Есть те, кого я вообще ни разу в жизни не видел. В соцсетях пишут в личные сообщения, в комментарии, готовы поучаствовать. Например, наша экоактивистка Оля Родькина. Люди, которые понимают, что вместе получается проще.
- Зная немного твое окружение, твоих друзей, как они к этому относятся? Мне кажется, немножко скептически.
- Да и пускай скептически. Ты же помнишь фестиваль шашлыка?
- Да, как раз хотела спросить, как твой коллега Вадим Твердов на это все реагирует?
- Да спокойно реагирует. У Вадика сейчас голова занята другими вопросами, поэтому он в эту тему не погружен.
- Заявка на счет питомника достаточно серьезная. Потому что это серьезное предприятие. Это и климат-контроль, и кадры, люди, которые будут обслуживать это все. Ты и граждане, которые тебя поддерживают, вы готовы создать такое предприятие, рабочие места?
- Это звучит уже массово.
- Ну потому что это звучит как будто вы замахнулись.
- Да. сейчас как мы позасадим всю Хакасию. Нет, смотрите. Во-первых, есть питомник АПХ, часть посадочного материала мы туда обязательно передадим. Но мне бы очень хотелось, чтобы таких питомников было больше и простые граждане могли бы сами выращивать саженцы и предлагать их городу. На начальном этапе это стоит очень небольших денег. Тот питомник, где мы хотим закупать оптом саженцы до 20 см, стоит 30 рублей одна штука. Это очень немного. Желудь стоит и того меньше. Но заложите эти желуди к себе в питомник, посадите в грядку, на даче за ними ухаживайте, уже через год у вас будут саженцы по 20 см или чуть меньше. В итоге, имея стандартную грядку, вы получите сотню саженцев. А стоит это смешных денег. В этом и есть идея, а не в создании суперпредприятия. Посмотрим, куда это все разовьется. Идея в том, чтобы запустить этот процесс.
- Я еще как вижу это? Если у людей появляется инициатива по благоустройству города, они могут смело продвигать свои идеи и реализовывать.
- Что бы я тут посоветовал. Было прочитано много литературы на тему, можно ли массово это делать. На самом деле у нас в поселке Расцвет два дендрария, если кто не знал.
- Я не знала. Для меня сейчас это новость.
- Ну вот. Информация есть в интернете, в библиотеке им Доможакова, если есть желание, почему бы и нет. Можно же что-то другое выращивать.
- На какое число запланирована посадка в Зоне отдыха, чтобы люди могли прийти и тебе помочь?
- Конкретной даты нет. Почему ее нет? Потому что в питомнике должна оттаять земля, они должны подготовить саженцы и отправить их сюда.
- То есть они еще где-то там..
- Они в Хабаровске. Это первое. Мы подумали, что маленькие саженцы не стоит сажать сразу. Приобретем некоторое количество саженцев побольше 40-60 см, до 80 может быть. Почему больше нельзя приобрести? Потому что транспортировка этих саженцев весьма рискованная. Маленькие саженцы с открытой корневой системой можно привезти, большие уже нет. За корневой системой уже нужно смотреть. Это прям проблема.
- Ну сколько вы сейчас планируете высадить?
- Не знаю.
- Какое-то количество саженцев мы приобретем за свои деньги. Может, кто-то захочет поучаствовать в этом дополнительно — силами, деньгами и т. д. Весь этот проект пока в таком зачаточном состоянии.
В твоем недавнем интервью шла речь о 90 штуках.
- Символично. 90 лет Абакану.
- Это точно будет?
- Надеюсь, что да.
- Будем надеяться, что это получится. Чего от тебя еще ожидать, Антон?. На что ты еще можешь замахнуться?
- Да я уже замахнулся. Хочу здесь вырастить метасеквойю.
- Боже мой! А это зачем?
- Могу. Хочу.
- Это тоже интересно. Смотрела твои фото в соцсетях, она такая маленькая. Что с ней будет дальше? Какова ее судьба?
- Хороший вопрос. Мне самому интересно, что с ней будет дальше. Но на самом деле все же понимают, что угольные разрезы возникли не на пустом месте. Точнее уголь в земле. Когда-то здесь произрастали растения.
- Антон, ну когда это было!
- Миллион лет туда, миллион лет сюда. Появилась идея, почему бы не попробовать и не вернуть на исконные земли через миллионы лет то растение, которое здесь когда-то было. Ну и не надо думать, что у нас здесь какие-то суровые условия. Люди выращивают в Хакасии персики, виноград. Этим уже никого не удивишь. А если бы вы это сказали лет 20 назад, что здесь выращивают персики, это было бы удивительно. В моем детстве самые большие яблоки были - это ранетка, полуяблочки их ласково и нежно называли и немножко презрительно. А сейчас полноценно выращивают большие яблоки. Климат меняется. Пусть видового разнообразия будет больше.
- Ты дашь знак, когда люди могут прийти и помочь тебе?
- Тут еще вот что. Я не очень люблю быть казначеем в таких историях, уже говорил. Лучше я сосредоточусь на организации и транспортировке, на приобретении. Это история не о том, что а давайте мы все коллективно закупим саженцы, мне - 20, мне -10. Нет, это не про это. Хотите, сами покупайте. Я оставлял ссылки, находите питомники, выращивайте. Это немножко не про это. Те, кто хотят помочь рублем, пишите мне. Кто хочет помочь своими силами, мы это отдельно обговорим.
- Хорошо. Будем следить за тем, как развивается секвойя, как она подрастает. И будем ждать появления дубравы в Абакане.
Беседовала Светлана Стафиевская